На деревьях сирень расцвела, И запели веселые птицы, Пусть не станет тревоги и зла, И улыбками светятся лица.
Майские праздники имеют древнюю историю. Три тысячи лет назад жители Древней Италии поклонялись богине Майе — покровительнице земли и плодородия. В честь нее последний месяц весны назвали маем, а в его первый день устраивались гулянья и торжества. Апеннинский народ, который в честь Майи гулял, танцевал и пел -- в общем, веселился до упаду -- также не догадывался о том, что пять тысячелетий спустя их языческий праздник станет идеологическим знаменем коммунизма. За пять тысяч лет обычаи древней Италии распространились по всей Европе. В Англии, Шотландии и Франции привыкли в этот день к массовым гуляньям и шествиям. В Сицилии все от мала до велика в первомайские дни собирают луговые желтые ромашки, которые, по местным поверьям, приносят счастье. В Испании 1 мая считается праздником всех цветов, которые распускаются к этому времени, и молодые люди дарят их своим избранницам. В Германии, согласно поверьям, жители накануне праздник должны сидеть дома и не выходить. И все это из-за боязни стать легкой добычей ведьм, устраивающих в «день международной солидарности» свой шабаш на лысой горе Броккен. Но с какими бы традициями народы ни связывали 1 мая, для большинства людей это просто весенний праздник. Праздник любви, обновления и ожидания лучших перемен.
1 МАЯ В РАЗНЫХ
СТРАНАХ
Франция
Ночь
с 30 апреля на 1 мая - Вальпургиева ночь, разгул нечистой силы, от
которой нужно обязательно защищаться. В эту ночь особенно целебными свойствами
обладают роса, молоко, масло. В эту ночь можно «навредить» соседу. Для этого
нужно утащить с его двора немного навоза и разбросать его по своему полю. 1 мая
во Франции - праздник ландышей, все дарят друг другу букетики этих душистых
весенних цветов. Но дарят не только ландыши: в знак дружбы и любви можно
подарить веточку боярышника, дуба, тополя. Девушкам с плохим характером дарят
остролист, а лентяйкам - ветку бузины.
Испания
1 мая
- Зеленый Сантьяго, праздник влюбленных и цветов. Девушки ходят, увенчанные
розами и гвоздиками, в сопровождении воспевающих их влюбленных.
Нидерланды
Здесь
в последнюю неделю апреля и первую неделю мая проходит Фестиваль тюльпанов. Центральный
день этого фестиваля - Луковичное воскресенье. В деревнях и по сей день 1 мая
принято юношей и девушек «распределять» по парам, список этих пар вывешивать на
видном месте.
Скандинавские
страны
Здесь
в Вальпургиеву ночь не спят. Жгут костры, водят хороводы, играют на музыкальных
инструментах, стреляют, чтобы отпугнуть троллей перед выгоном скота. По датским
и шведским народным поверьям, в эту ночь летят на свои сборища ведьмы и демоны,
а огни костров мешают им делать остановки и вредить людям. Сам же день 1 мая в
скандинавских странах называют «Днем кукушки».
Германия
Если
девушка хочет избавиться от веснушек, она должна на рассвете перед 1 мая
умыться росой и сказать: «Доброе утро, Вальпургия! Я принесла тебе свои
веснушки. Они должны к тебе прийти, а у меня пропасть!»
ЧИКАГО - РОДИНА
ПЕРВОМАЯ
Всего сто с небольшим лет назад, Америка представляла собой страну
совсем не «американской мечты». В 1880 году средняя стоимость жизни составляла
720 долларов в год, а годовая средняя зарплата рабочих в промышленности была
около 300 долларов в год. При этом средний рабочий день составлял 11-12 часов,
а нередко и все 15. Каждый шестой ребенок работал в промышленности, получая
половину зарплаты взрослого за одинаковую работу. Что такое охрана труда никто
не знал. Все эти данные взяты из заключения Бюро трудовой статистики,
представленного Конгрессу США. В конце этого заключения делается вывод: «Люди
должны умирать для того, чтобы процветала индустрия».
Естественно, рабочие уже пытались, организовано бороться за свои
права. Однако мирные шествия, подача петиций вызывали реакцию раздражения и
ненависти у власть имущих, более того по свидетельству американского историка
Ф. Фонера:"Для отрядов конной полиции или для пеших полицейских, когда они
шли сомкнутых строем, стало излюбленным занятием разгонять при помощи дубинок
любое скопление рабочих. Дубинка была «беспристрастным» орудием: она одинаково
избивала мужчин, женщин, детей и глазеющих лавочников". В ответ стали
возникать вооруженные группы для охраны рабочих от нападения полиции и войск.
Первая такая группа была создана чикагскими анархистами в 1875 году.
Чикаго был признанным центром рабочего движения в США в 80-х
годах. В городе действовали отделения Ордена рыцарей труда, Американской
федерации профсоюзов, Социалистической рабочей партии. Но основное влияние на
рабочих имели анархисты, объединенные в Международное товарищество трудящихся.
Лидерами их стали Альберт Парсонс и Август Шпис, прежде активные функционеры
профсоюзов. Разуверившись в легальной политической деятельности, поняв, что
парламентские выборы есть лишь «изобретение буржуазии для обмана рабочих», они
начали искать новые методы борьбы с эксплуатацией пролетариата капиталистами и
государством, с полицейским террором. Главным средством борьбы они видели"создание
вооруженных организаций рабочих, готовых с оружием в руках защищать свои права
от всяких посягательств на них", главной своей целью - полное уничтожение
системы насилия и эксплуатации.
Активность и бескомпромиссная позиция анархистов привлекли к ним
рабочих. За один лишь 1883 год из Социалистической рабочей партии в
Международное товарищество трудящихся перешли 1500 человек. Они участвовали в
организации большинства забастовок на Среднем Западе США, помогая рабочим, не
смотря на принадлежности к партиям и союзам или политическим и социальным
взглядам.
В 1884 году Федерация профсоюзов приняла резолюцию: с 1 мая 1886
работать не больше 8 часов; установить эту продолжительность рабочего дня
явочным порядком и добиваться ее признания всеобщей забастовкой.
Руководство крупнейшей по численности организации США -- Ордена рыцарей
труда, согласившись с лозунгом 8-часового рабочего дня, отказалось поддержать
его забастовкой, а в марте 1886 года прямо запретила своим членам бастовать 1
мая.
Чикагские анархисты сначала отрицательно отнеслись к лозунгу
8-часового рабочего дня. Лидер чикагских анархистов, Альберт Парсонс, писал: «
Согласиться с тем, что капиталисты имеют право на 8 часов нашего труда, --
это факт, признающий справедливость наемного труда… 8 часов могут оказаться
подачкой, которую капиталисты бросят рабочим, чтобы удовлетворить их и
заставить отказаться от борьбы за свержение наемного рабства». Однако, поняв,
как глубоко этот вопрос волнует рабочих, и, не желая оставаться в стороне от
массового и исторически прогрессивного движения, анархисты присоединились к
нему. Они сразу перевели движение в область практических дел, и в результате,
наиболее массовое, активное и успешное выступление 1 мая 1886 года было именно
в Чикаго.
1 мая в США бастовали 350 тысяч человек (11562 предприятия), еще
около 100 тысяч сумели добиться принятия своих требований до начала всеобщей
забастовки. После нее сокращения рабочего дня до 8 часов добились около 200
тысяч, примерно столько же -- сокращения с 12 и более часов до 9-10.
В Чикаго, как уже говорилось, движение было наиболее массовым. 1
мая здесь бастовали свыше 40 тысяч человек (около 50 тысяч добились своего до
мая 1886-го), не работало ни одно предприятие. В этот же день в газете «Мэйл»
появилось требование расправиться с Парсонсом и Шписом -- «главными
организаторами беспорядков». Власти ждали лишь предлога для своей мести. И
выжидали недолго.
На одном из заводов Чикаго объявили локаут, 1,5 тысячи человек
были уволены. В ответ рабочие объявили забастовку. 3 мая на завод прибыли
штрейкбрехеры. Рабочие их встретили митингом у проходной, но полиция разогнала
его, используя оружие. 4 человека были убиты, десятки ранены. В тот же вечер
появились листовки с призывом собраться на митинг протеста против террора
полиции. К середине следующего дня мэр города дал разрешение на его проведение,
и вечером 4 мая на Хэймаркет-сквер собрались 3 тысячи человек, в том числе
женщины и дети. Выступавшие требовали проявить твердость и организованность в
борьбе за свои права. Выступавший в это время анархист Филден успел лишь
крикнуть, что это мирный митинг, и тут кто-то бросил бомбу…
Один полицейский был убит, 53 ранено. Тут же был открыт огонь,
полицейские преследовали людей, избивая и расстреливая мужчин, женщин и детей.
В той бойне погибли десятки, ранено 200 людей.
На следующий день полиция громила рабочие клубы, типографии, без
всяких ордеров вламывалась в квартиры, арестовывала"подозрительных".
Сотни человек были схвачены и подверглись пыткам, их заставляли
лжесвидетельствовать и доносить. Через несколько дней большинство было
выпущено. Обвинительное заключение предъявили восьмерым: Альберту Парсонсу, Сэмюэлю
Филдену, Юджину Швабу, Адольфу Фишеру, Августу Шпису, Георгу Энгелю, Луису
Лингу, Оскару Небе.
Эти люди были особенно ненавистны властям предержащим - не столько
из-за убеждений (все они были анархистами), сколько из-за того, что благодаря
им Чикаго стал главным центром рабочего движения в США. Кроме Филдена, никого
из них не было на митинге в момент взрыва, поэтому обвинили их не в организации
взрыва, а в убийстве: обвинение основывалось на том, что неизвестный террорист
действовал под впечатлением их речей.
Парсонсу удалось скрыться в подполье, но к началу суда он сдался,
желая разделить судьбу своих товарищей.
Присяжным была дана инструкция: приравнивать к убийству агитацию
рабочих за объединение для защиты своих прав. Но и ее не требовалось:
присяжные -- все как один, управляющие предприятиями- до начала процесса
говорили о своей убежденности в виновности обвиняемых и о том, что они вынесут
соответствующее решение.
Суд шел около месяца, в заключительном слове прокурор сказал:
" Здесь решается вопрос о законности и анархии. Коллегия присяжных
отобрала этих людей из числа других и предала их суду потому, что они были
вожаками. Они виновны не в большей мере чем, те тысячи, которые идут за ними.
Господа присяжные заседатели, осудите этих людей, и пусть это послужит примером
для других. " Приговор гласил: семерым -- смертная казнь, одному --
15 лет лишения свободы. Филдену и Швабу заменили смертную казнь на пожизненное
заключение; Линг покончил с собой.
11 ноября 1887 года Парсонс, Шпис, Энгель и Фишер были повешены.
Но уже в 1893 году всех амнистировали за недосказанностью их вины.
А в
декабре 1888 года Сент-Луисский съезд Американской Федерации Труда решил
назначить 1 мая 1890 года днем общенационального выступления за права рабочих.
Чуть позже конгресс Второго Интернационала постановил праздновать
1 мая как день международной солидарности трудящихся.
|