Методика "Беседа"
Автор: А.Л. Венгер и М.Р. Гинзбург
Цель: выявление отношения к школе и учению.
Стимульный материал: вопросы (10).
Проведение обследования: обследование проводится в форме беседы. Ответы
регистрируются.
Вопросы:
Ты любишь играть? Во что? (Обратить внимание, названа ли школа. Если да -
зачеркнуть первый номер).
Играешь ли ты когда - нибудь в школу? Чем тебе нравится (не нравится) эта
игра? (Если да, зачеркнуть 2 номер).
Ты хочешь учиться в школе? (Если да - зачеркнуть номер 3).
Что в ней интересного? (Если названо что-то - зачеркнуть номер 4).
Ты хотел бы учиться дома с мамой? В детском саду с воспитательницей? В
школе с учительницей? (Если выбрана школа - зачеркнуть номер 5).
Почему? (Если дано хотя бы одно обоснование - зачеркнуть номер 6).
Ребёнку даются картинки на разные сюжеты, в том числе и школьные.
Задание: "Выбери картинку, в которую тебе захочется
"перепрыгнуть", как будто ты - там. ". (Если выбрана школа -
зачеркнуть номер 7).
Что тебе в школе нравится больше всего?
Почему?
Я буду рассказывать маленькие истории, а ты будешь говорить, что бы ты
сделал или сказал, если бы такая история произошла с тобой:
а) представь себе, что сегодня вечером мама вдруг скажет: "Сынок, ты
у меня ещё маленький и тебе ещё рано ходить в школу. Хочешь, я пойду и попрошу,
чтобы тебя пока не брали в школу? Что ты скажешь маме? ". (Если выражает
несогласие - обозначение пункта зачёркивается).
б) представь себе, что мама так и сделала: договорилась, и тебя не взяли
в школу. Ты утром встал, умылся, покушал. В школу идти не надо, делай что
хочешь. Что бы стал делать, пока все другие ребята будут в школе? Или лучше всё
- таки пойдёшь в школу с друзьями? (Если да - зачеркнуть пункт "б").
в) представь, что ты вышел погулять и встретил малыша. Ему столько же
лет, сколько тебе, но он не ходит в школу. Он тебя спрашивает, что нужно
делать, чтобы хорошо подготовиться к первому классу. Что ты ему посоветуешь
сделать? (За каждый правильный ответ ставиться один "плюс").
г) как, по - твоему, может лучше, чтобы в школе тебя учила не
учительница, а занятия проводили мамы по очереди? (Если не согласен - пункт
зачёркивается).
д) представь себе, что есть две школы. В одной есть все школьные уроки,
ученики ведут себя, как скажет учитель. В другой школе - только пение,
рисование, физкультура. Можно вести себя, как хочешь. В какую школу ты хотел бы
пойти учиться и почему? (Если выбрал полную школу - пункт "д"
зачёркивается).
Обработка результатов: за каждый не зачёркнутый ответ - 1 балл. Отношение
к школе и учению: 0 - 4 балла - на высоком уровне; 5 - 9 баллов - на среднем
уровне; 10 - 14 баллов - на низком уровне.
|