Поспелова Лия Владимировна
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Декабрь [5]
Ноябрь [5]
Октябрь [5]
Сентябрь [5]
Август [7]
Июль [7]
Июнь [6]
Май [6]
Апрель [5]
Март [6]
Февраль [5]
Январь [6]

Поиск

Главная » Статьи » Народный календарь » Апрель

Музыка апреля

Апрель. Подснежник

Подснежник - так называются растения, которые появляются сразу после схода зимнего снега. Трогательно после зимней стужи, мертвой, безжизненной поры выглядят небольшие голубые или белые цветочки, появляющиеся сразу после таяния зимнего снега. Подснежник очень любим в России. Он почитается как символ новой нарождающейся жизни. Ему посвящены стихи многих русских поэтов. Пьеса "Подснежник" построена на вальсообразном ритме, вся проникнута порывом, взлетом эмоций. В ней проникновенно передано то волнение, которое возникает при созерцании весенней природы, и радостное, скрытое в глубинах души, чувство надежды на будущее и затаенного ожидания.

Голубенький чистый
Подснежник-цветок,
А подле сквозистый
Последний снежок.

Последние слезы
О горе былом
И первые грезы,
О счастье ином...

А. Майков

     Если попытаться одним словом определить характер этой пьесы, то, вероятно, самое точное определение — трепетность. Ее передают — каждый по-своему — оба главнейших элемента музыки (Чайковского, во всяком случае): мелодия и аккомпанемент. В мелодии — короткие фразы, устремляющиеся вверх, причем каждый раз все выше и выше, как бы навстречу пробуждающейся жизни, солнцу. Но это не мужественная борьба, но только лишь порыв, поначалу робкий. Это — переживания цветка, хотя, конечно, в этой аллегории просвечивают человеческие чувства, иначе эта музыка вряд ли бы нас так волновала. 
   Важный элемент, создающий это настроение трепетности, — ритмическая фигура аккомпанемента. По складу он аккордовый, и самое характерное в нем — короткая пауза на сильной доле каждого такта, передающая взволнованное прерывистое дыхание.

    Так обстоит дело с первой и третьей частями пьесы (все пьесы «Времен года» написаны в трехчастной форме). В средней части Чайковский очень тонко усиливает «вальсовую составляющую» этого музыкального образа — в конце концов он не может устоять перед стихией танца, суть которого передал в лучших образцах своей музыки. Здесь, в «Подснежнике», в среднем разделе пьесы, не меняя основного тактового размера — 6/8, он сделал более весомой вторую долю такта, приблизив ее по ритмической значимости к первой доле. Чайковский добился этого двумя способами: во-первых, добавил акцент в мелодии (поставил в нотах галочку) на второй доле такта и, во-вторых, в пульсирующих аккордах аккомпанемента в этот момент сделал паузу. Таким образом, такт стал состоять из двух почти одинаково оформленных ритмически половин, а следовательно, на слух эти половины стали похожи на два одинаковых такта, что и нужно для настоящего вальса. Этот переход едва заметен, но очень важен. Точно так же Чайковский отступает на прежние позиции при переходе к репризе, то есть при возвращении музыки первой части.

     Чайковский с необычайным мастерством достиг разнообразия в пьесе, производящей впечатление удивительной художественной целостности.


Категория: Апрель | Добавил: Lika (01.08.2013)
Просмотров: 304 | Теги: музыка апреля, П.И.Чайковский. Времена года. Подсн | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1612

Мини-чат


Наша кнопка
Мы будем Вам признательны, если Вы разместите нашу кнопку у себя на сайте:

Персональный сайт учителя начальных классов Поспеловой Лии Владимировны Радуга знаний



Поспелова Л.В. © 2016
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz