Разные люди пo-разному используют свое свободное время. Одни
увлекаются спортом или музыкой, другие не пропустят новинки киноэкрана, третьи
коллекционируют марки или монеты... Однако есть увлечение, не оставляющее
равнодушным никого – это ребусы. И это не
удивительно. Ведь гимнастика ума развивает сообразительность, заставляет
анализировать и сопоставлять, вырабатывает настойчивость и логическое мышление.
Разгадывая ребусы, человек учится проявлять смекалку и
нестандартно мыслить. Все эти способности мозга мы регулярно используем в нашей повседневной жизни,
сами того не замечая.
Кроме того, отгадывание ребусов – великолепная возможность
в игровой занимательной форме пополнить словарный запас и запомнить правильное написание слов. Когда ребенок столкнется с данными словами в будущем, то
обязательно вспомнит, как разгадывал ребус, и какие буквы в нем присутствовали.
В этом случае, как утверждают специалисты, вовлечена в работу не только
зрительная память. Большие функции здесь возложены и на речедвигательную, и
слуховую, и эмоционально-психологическую, и даже логическую память.
Важно правильно подбирать ребусы для детей,
постепенно переходя от простого к сложному.
Ребусы - это игра, в которой зашифрованы слова, фразы или целые высказывания
при помощи рисунков в сочетании с буквами и знаками. Название образовано от
латинского rebus - (вещь, предмет).
Еще
в Древней Греции считалось, что для гармоничного развития личности необходимы
игры для ума. В Элладе играли в шахматы, шашки, разгадывали ребусы,
головоломки, кроссворды.
Первые ребусы появились во Франции в XV
веке. Тогда это было балаганное представление на злобу дня. В иносказательной
форме комедианты высмеивали пороки и слабости сильных мира сего, рассказывали
"о делах, которые творятся".
Со временем характер ребуса изменился. Ребусом стали называть каламбур,
построенный на игре слов. Приблизительно тогда же появились и первые рисованные
ребусы. Первоначально они буквально иллюстрировали известные фразеологические
обороты, позднее появились более сложные варианты.В XVI веке рисованные ребусы
становятся известны в Англии, Германии, Италии. В их оформлении принимали
участие профессиональные художники. Первый печатный сборник ребусов появился во
Франции в 1582 году.
В России ребусы появились позднее - в середине XIX века стал выходить
специальный журнал "Ребус".
Ребусы являются хорошим помощником в усвоении школьного материала, делая
задания для школьников увлекательными. Поэтому учитель может использовать
ребусы как на разнообразных уроках, так и для внеклассной работы, при
проведении школьных викторин и конкурсов. Иными словами, если вы хотите, чтобы дети мыслили нестандартно –
давайте им разгадывать ребусы.
Возможны следующие варианты заданий: разгадать слово и указать часть речи,
составить словосочетания, сделать морфологический разбор, составить
несколько предложений разных видов по цели высказывания, сделать синтаксический
разбор одного из предложений, составить рассказ-миниатюру, включая составленные
предложения. Задания следует давать, учитывая возможности каждого ученика.
Приучая ребенка к решению ребусов, не спешите, не подгоняйте
его. Постарайтесь понять, в чем именно у ученика появляются трудности, чего он
не понимает. Сразу говорить ребёнку готовое решение даже в случае очень большого
затруднения не стоит. Он должен самостоятельно решить поставленную
задачу, тогда удовольствие от процесса он получит в два раза больше.
Постепенно предлагайте ему более трудные задачи, по мере его развития. Вы
увидите, что уже через совсем небольшой период времени у ребенка будет
отмечаться улучшение образного представления и мышления, появится логичное
рассуждение, а процесс обучения пойдет намного быстрее и легче.
Источник: http://IgraZa.ru Игры, ребусы, загадки , Ребусы - Наша Школа |