Поспелова Лия Владимировна
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Игры [14]

Поиск

Главная » Статьи » Учение с увлечением » Игры

Ребусы
Разные люди пo-разному используют свое свободное время. Одни увлекаются спортом или музыкой, другие не пропустят новинки киноэкрана, третьи коллекционируют марки или монеты... Однако есть увлечение, не оставляющее равнодушным никого – это ребусы. И это не удивительно. Ведь гимнастика ума развивает сообразительность, заставляет анализировать и сопоставлять, вырабатывает настойчивость и логическое мышление.  Разгадывая ребусы, человек учится проявлять смекалку и нестандартно мыслить. Все эти способности мозга мы регулярно используем в нашей повседневной жизни, сами того не замечая. Кроме того, отгадывание ребусов – великолепная возможность в игровой занимательной форме пополнить словарный запас и запомнить правильное написание слов.  Когда ребенок столкнется с данными словами в будущем, то обязательно вспомнит, как разгадывал ребус, и какие буквы в нем присутствовали. В этом случае, как утверждают специалисты, вовлечена в работу не только зрительная память. Большие функции здесь возложены и на речедвигательную, и слуховую, и эмоционально-психологическую, и даже логическую память.

Важно правильно подбирать ребусы для детей, постепенно переходя от простого к сложному.

Ребусы - это игра, в которой зашифрованы слова, фразы или целые высказывания при помощи рисунков в сочетании с буквами и знаками. Название образовано от латинского rebus - (вещь, предмет).

Еще в Древней Греции считалось, что для гармоничного развития личности необходимы игры для ума. В Элладе играли в шахматы, шашки, разгадывали ребусы, головоломки, кроссворды.

Первые ребусы появились во Франции в XV веке. Тогда это было балаганное представление на злобу дня. В иносказательной форме комедианты высмеивали пороки и слабости сильных мира сего, рассказывали "о делах, которые творятся".

Со временем характер ребуса изменился. Ребусом стали называть каламбур, построенный на игре слов. Приблизительно тогда же появились и первые рисованные ребусы. Первоначально они буквально иллюстрировали известные фразеологические обороты, позднее появились более сложные варианты.В XVI веке рисованные ребусы становятся известны в Англии, Германии, Италии. В их оформлении принимали участие профессиональные художники. Первый печатный сборник ребусов появился во Франции в 1582 году.

В России ребусы появились позднее - в середине XIX века стал выходить специальный журнал "Ребус".

Ребусы являются хорошим помощником в усвоении школьного материала, делая задания для школьников увлекательными. Поэтому учитель может использовать ребусы как на разнообразных уроках, так и для внеклассной работы, при проведении школьных викторин и конкурсов. Иными словами, если вы хотите, чтобы дети мыслили нестандартно – давайте  им разгадывать ребусы.

Возможны следующие варианты заданий: разгадать слово и указать часть речи, составить словосочетания, сделать морфологический разбор, составить несколько предложений разных видов по цели высказывания, сделать синтаксический разбор одного из предложений, составить рассказ-миниатюру, включая составленные предложения. Задания следует давать, учитывая возможности каждого ученика.

Приучая ребенка к решению ребусов, не спешите, не подгоняйте его. Постарайтесь понять, в чем именно у ученика появляются трудности, чего он не понимает. Сразу говорить ребёнку готовое решение даже в случае очень большого затруднения не стоит. Он должен самостоятельно решить поставленную задачу, тогда удовольствие от процесса он получит в два раза больше.

Постепенно предлагайте ему более трудные задачи, по мере его развития. Вы увидите, что уже через совсем небольшой период времени у ребенка будет отмечаться улучшение образного представления и мышления, появится логичное рассуждение, а процесс обучения пойдет намного быстрее и легче.

В ребусах можно зашифровать пословицы, поговорки, загадки, отдельные фразы и слова. Чтобы разгадывать ребусы, нужно знать правила, по которым их составляют и расшифровывают.

  • Название всех изображённых на рисунках предметов надо читать только в именительном падеже.
  • Часто предмет, изображённый в ребусе, может иметь несколько названий. Например: глаз и око, нога и лапа; или же предмет может иметь одно общее или одно конкретное название, например: рыба-общее название; сазан, карась, щука - конкретное названия. Умение правильно назвать изображённый на рисунке предмет представляет одну из главных трудностей при расшифровке ребусов. Чтобы решить ребус надо расшифровать его по частям, то есть записать подряд наименования всех изображённых букв, рисунков и цифр, а за тем разделить их на слова и составить по смыслу зашифрованный текст
  • Если предмет нарисован в перевёрнутом виде, название его надо читать справа налево.
    Например, воз - зов.
  • Если слева или справа от нарисованного предмета одна или две запятых, это значит, что в начале или в конце слова надо отбросить одну или две буквы.
  • Такие слова, как перед, над, на, под, за, при, у, о, в, как правило, в ребусах рисунком не изображаются, но выявляются из соответствующего положения букв и рисунков.
  • Такие части слова как с, к, из, от, по, и можно рисунком не изображать, а использовать их в качестве предлогов или союзов, указывающих отношение одного элемента ребуса к другому.
  • Если над рисунком стоят цифры, тогда и буквы из названия нарисованного предмета надо читать в порядке этих цифр, например, четвёртая, третья, вторая и, наконец, первая.
  • Если конфигурация какой-либо буквы составлена из других букв, надо читать изображённую букву, используя предлог из.
  • Отдельные слоги в ребусе можно изображать при помощи нот.
  • Если часть слова произносится одинаково с числительным, то в ребусе можно изобразить её числами.
  • Иногда в ребусе можно использовать дробь. В этом случае черта, отделяющая числитель от знаменателя, ставится наклонно или же рисуется половина буквы.
  • Если нарисован предмет, а около него или над ним написана зачёркнутая буква, это значит, что эту букву надо исключить из названия нарисованного предмета.
  • Если над перечеркнутой буквой или рядом с ней написана другая буква, то в названии предмета читается буква, стоящая над зачёркнутой или рядом с нею.
  • В ребусах рядом с рисунком или над ним могут стоять две буквы со знаком уравнения между ними. Это означает, что буква, находящаяся слева, заменяется второй буквой.

 Можно и родителям посоветовать посоревноваться с детьми в разгадывании ребусов, ведь это не только прекрасная гимнастика для ума, но и способ интересно, с пользой провести свободное время. Пусть они вместе порадуются успехам ребенка, похвалят его за сообразительность.

Источники материала: graZa.ru Игры, ребусы, загадки   

                                   Ребусы - Наша Школа

                                           




Источник: http://IgraZa.ru Игры, ребусы, загадки , Ребусы - Наша Школа
Категория: Игры | Добавил: Lika (29.07.2011)
Просмотров: 5362 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Наш опрос
Кто здесь?
Всего ответов: 2115

Мини-чат


Наша кнопка
Мы будем Вам признательны, если Вы разместите нашу кнопку у себя на сайте:

Персональный сайт учителя начальных классов Поспеловой Лии Владимировны Радуга знаний



Поспелова Л.В. © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz