ИЗГОТОВЛЕНИЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ПРИРОДНЫХ МАТЕРИАЛОВ
Цель: познакомить учащихся с приёмами изготовления ёжика из пластилина и природных материалов.
Задачи:
1. Ознакомление учащихся с приёмами изготовления ёжика из пластилина и природных материалов.
2. Формирование навыков учебного сотрудничества.
3. Воспитание нравственных качеств у учащихся, связанных с умением организовать сюжетно-ролевую игру в группе.
Оборудование: коробки с пластилином (по количеству групп), салфетки для рук, разноцветные листья из картона (по количеству детей), природный материал (хвоя, листья, семена для изготовления глаз и носа).
Ход урока.
1. Организация класса.
- Ребята, в одной детской песне поётся: «Вместе весело шагать по просторам и, конечно, припевать лучше хором». Конечно, иногда хорошо поиграть одному, но часто бывает, что играть одному не так интересно, и есть дела, которые лучше получаются ВМЕСТЕ. Сегодня на уроке труда мы будем выполнять задания не в одиночку, а в группе, и урок наш будет проходить на улице.
Какие правила совместной работы вы знаете?
Какие правила помогают работать вместе без ссор и обид, чтобы всё получилось и радовало?
После ответов детей учитель помещает на доску правила:
- внимательно слушай того, кто говорит;
- не перебивай говорящего;
- если не понял задание - переспроси;
- будь вежлив.
- Сейчас я задам вам вопросы и проверю, как вы выполняете эти правила.
Деятельность учителя
|
Деятельность детей
|
- Какое сейчас время года?
- Какой месяц?
- Какие приметы осени вы знаете?
- Красиво осенью! Кругом разноцветные листья.
Учитель показывает листья из картона, просит отгадать название дерева, раздаёт листья детям, тем самым делит детей на группы.
- А сейчас поиграем в игру «С какой ветки детка». Я называю дерево. Тот, у кого такой листочек, встаёт и машет им.
- Молодцы! Вот так дружно мы будем работать на улице в группах: «Берёзка», «Кленок», «Осинка», «Дубок», «Тополёк»
|
- Осень.
- Сентябрь.
Дети называют
приметы осени.
Дети играют.
Построение детей группами, выход на площадку для прогулок
|
2. Анализ образца.
Деятельность учителя
|
Деятельность детей
|
- Ребята, отгадайте загадки и узнаете, кого мы смастерим на уроке. Ну-ка, дети, не зевайте, дружно, хором отвечайте, а я посмотрю, какая команда дружнее.
Под кустами и под ёлками
Катится клубок с иголками.
Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной,
Иголок очень много,
А нитки – ни одной.
Учитель достаёт пластилинового ёжика, показывает детям.
- Ежа ещё называют лесным колобком. Понравилась вам поделка?
- А что можно с таким ёжиком делать?
- Перечислите детали, из которых состоит пластилиновый ёжик.
- Назовите самую большую деталь. Какую форму она имеет?
- Перечислите детали, которые имеют форму шара. Из чего они сделаны?
- Какие иглы, сколько их? Из чего можно их сделать?
- Вы ответили на вопросы, рассказали всё об изделии, проанализировали изделие. Все молодцы!
|
- Ёж.
- Ёж.
- Игрушка, сувенир.
- Туловище, лапки,
нос, глаза, иголки.
- Туловище, в форме капельки.
- Глаза, нос – из семян, лапки – из пластилина.
- Острые, тонкие иглы, их много. Можно сделать из иголок ели или сосны.
|
3. Физпауза.
- Поиграем. Я произношу слово «туловище», а вы обхватываете себя руками, «нос» - касаетесь своего носа, «глаза» - закрываете глаза, «иголки» - растопыриваете пальцы, «лапки» - топаете, как ёжики.
4. Планирование.
Деятельность учителя
|
Деятельность детей
|
- С чего начнём работу?
- Из чего будем делать глаза, нос?
- Что ещё необходимо нашему ёжику?
- Посмотрите, как много иголочек на нашей площадке. (Учитель заранее разбрасывает сосновые иголки по площадке.) Вам необходимо собрать для своего ёжика много иголок, чтобы он мог защищаться от врагов.
- Подставочкой для работы будет служить картонный листочек
|
- Достанем пластилин.
- Вылепим туловище.
- Вылепим 4 лапки, прикрепим к туловищу
- Сделаем из семян глаза, нос.
- Иголки.
- Мы найдём и воткнём в туловище ежа много сосновых иголок
|
5. Практическая работа в группах.
6. Анализ работ.
Деятельность учителя
|
Деятельность детей
|
- Какие красивые ежи у вас получились, целая большая ежиная семья.
Вот свернулся ёж в клубок,
Потому что он продрог.
Лучик ёжика коснулся –
Ёжик сладко улыбнулся.
- Как называют папу у ежа? А маму? А как назовём детёнышей ежа?
|
Дети показывают свои работы
- Ёж, ежиха, ежата
|
7. Сюжетно-ролевая игра.
Деятельность учителя
|
Деятельность детей
|
- Послушайте, что рассказал о себе мой ёжик:
«Я – симпатичный зверёк. У меня любопытная мордочка с глазками-бусинками и острые иголки для защиты от врагов.
Днём я сплю под кустом, а ночью ловлю насекомых. На зиму я устроюсь в укромном местечке, свернусь клубочком и буду спать до весны».
- Пофантазируйте. Чей ёжик похож на важного ёжика-папу? У кого получилась заботливая ёжиха-мама? У кого озорной ежонок? Как зовут вашего ёжика? Чем заняты ваши ежи? Что несут на иголках? (Можно предложить детям попробовать укрепить на иголках ежа листочки).
- Попробуйте придумать в группе интересную историю про своих ежей. (Учитель помогает каждой группе детей, контролирует, выслушивает короткие рассказы.)
|
Дети играют в группах
|
8. Возвращение в школу.
- Ежата замёрзли, пора в школу.
9. Итог урока.
Деятельность учителя
|
Деятельность детей
|
- Кто был гостем на сегодняшнем уроке?
- Как вы думаете, что понравилось ёжику на нашем уроке?
- Действительно, ёжику очень понравилось, что вы сделали ему друзей, что вы работали дружно, громко отвечали на вопросы, придумали интересные истории про ёжика
|
- Ёжик.
- Мы сделали ежат, интересно играли…
|
|