Развитие универсальных учебных действий, познавательных навыков учащихся, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления лежит в основе метода проектов.
Проект – это пакет документов для создания изделия.
Проект – это замысел, план, прообраз какого-либо объекта.
Проект – это результат индивидуальных действий или совместных действий группы учащихся.
Проект – это пять «П»: проблема, проектирование, поиск информации, продукт, презентация.
Проект – это исследование, поиск, изучение неизвестного.
1. Практико-ориентированный.
Цель – решение практических задач, поставленных заказчиком.
Проектным продуктом могут стать учебные пособия, макеты и модели, инструкции, памятки, рекомендации и т.п для конкретного человека или группы людей.
2. Исследовательский.
Цель – доказательство или опровержение какой-либо гипотезы. Проект выполняется по аналогии с научным исследованием: обязательное обоснование актуальности исследуемой проблемы, выдвижение гипотезы, осуществление эксперимента, проверка различных версий, анализ, обобщение и обнародование результатов. Проектным продуктом в данном случае является результат исследования.
3. Информационный.
Цель – сбор информации о каком-либо объекте или явлении. Проектным продуктом могут стать статистические данные, результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов по какому-либо вопросу и т.п. Результаты информационных проектов могут быть использованы в качестве дидактического материала к урокам, опубликованы в школьной газете или выложены в Интернете.
4. Творческий.
Цель – привлечение интереса публики к конкретной проблеме. Данный проект характеризуется свободным, творческим подходом к трактовке проблемы, ходу работы и презентации результатов, которыми могут стать литературные произведения, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.
5. Игровой или ролевой.
Цель – предоставление публике возможности участия в решении конкретной проблемы. Проектным продуктом, как правило, является мероприятие (игра, состязание, викторина, экскурсия и т.п.). При этом автор проекта выступает в какой-либо роли (организатор действия, ведущий, режиссер-постановщик, судья, литературный персонаж).