Проблема с почерком – довольно распространенная в начальной школе.
Обучение письму – сложный вид работы для любого малыша. Исследования
показали, что в начале обучения первоклассники на уроке письма
испытывают физические и психические нагрузки того же уровня, что и
космонавты в момент старта.
Если возникают трудности…
Навыки письма вообще формируются позже умения читать или считать.
Затруднения возникают, если у ребенка недостаточно развита мелкая
моторика (то есть умение управлять тонкими движениями пальцев и кисти
рук). Что делать в этом случае?
- Лучше, конечно, предупредить эти трудности и заняться специальной
тренировкой еще до школы. Но и первокласснику эти упражнения будут
полезны, а кому-то просто необходимы. Выделите для них полчаса в
ежедневном распорядке, но не занимайтесь этим во время приготовления
уроков.
- Заведите специальную тетрадь для упражнений, по которой ребенок
будет следить за своими успехами. Но только не заставляйте его просто
писать как можно больше.
- Подбирайте интересные и забавные задания, развивающие
зрительно-моторную координацию. Например, требуется прочертить
карандашом путь между двумя извилистыми линиями, не касаясь их. Или
обвести какой-то рисунок, но не по контурной линии, а рядом с ней – с
внутренней стороны или с наружной.
- Конечно, поможет штриховка, раскрашивание рисунков с мелкими
деталями, дорисовывание симметричной половинки к незаконченному
рисунку. Очень нравится детям рисовать по клеточкам под диктовку
(«Одна клетка вправо, две вниз и т.д.»). Придумайте рисунок сами или
возьмите образец для вязания, вышивания. Увидите, как в ходе
тренировок дрожащие линии постепенно превратятся в четкие и уверенные.
- Обязательна тренировка пальчиков: лепка, собирание конструктора с
мелкими деталями, сборка головоломок Puzzle («паззлов»), складывание
узоров из мозаики или других мелких предметов – спичек, пуговиц,
вырезание ножницами по контуру, нанизывание бусинок, перебирание
крупы.
- Многие из женских занятий очень полезны и для мальчиков. Ведь как
раз у них-то гораздо чаще возникают проблемы с почерком, чем у
девочек. Учите детей вышивать, плести из бисера, вязать (лучше взять
толстые спицы и нитки). Поможет и традиционная мужская работа –
забивание гвоздей, выпиливание, выжигание.
Особые случаи
Иногда затруднения с письмом связаны с недостаточным развитием у
ребенка координации движений вообще. В таких случаях помогут подвижные
игры (например, с мячом), танцы, гимнастика.
Если, несмотря на все усилия – ваши и ребенка, не удается выработать
более-менее приемлемый почерк, возможно, придется обратиться за
помощью к детскому невропатологу. Особенно нужна такая консультация,
если речь идет не просто о недостаточно красиво выписанных буквах, а о
более существенных проблемах.
Например, ребенок не может соблюдать строчку. В начале строки буквы
располагаются на одной линии, а к концу каждой строчки сползают вниз.
Такие деформации текста говорят о плохой зрительно-моторной
координации, а она может быть следствием функциональных и органических
нарушений головного мозга.
Что касается ребенка, пишущего левой рукой, вовсе не обязательно, что
у него будет плохой почерк. Если у него нормальная координация
движений и достаточно развита моторика ведущей руки, проблем с
почерком не будет. Просто среди левшей больше мальчиков, а им
аккуратность в письме, как уже говорилось, менее свойственна, чем
девочкам. Грамотный учитель начальной школы знает, как нужно работать с
такими детьми: с какой стороны парты посадить, как помочь ему
расположить тетрадь и т.д. Сейчас выпускают и специальные прописи для
левшей.
Источник: http://adalin.mospsy.ru/ |