Как научить ребенка
быстро запоминать стихи?
Методика для школьников и их
родителей
Когда-то знаменитый японский ученый, который был знатоком
детской души, произнес следующие слова: "стихи для запоминания должны
воспитывать в ребенке благородные чувства, они должны быть изысканными,
красивыми и заслуживающими того, чтобы их помнить, и в то же время должны
нравиться самому ребенку".
И,
конечно же, он был прав. Знание стихов обогащает словарь ребенка, формирует
навыки правильного произношения слов и отдельных фраз, воспитывает культуру
речи. Поэзия очень хорошо развивает в ребенке эстетические, нравственные и
эмоциональные качества, закладывает в ребенка смысл, и отвлекает от плохих
мыслей.
Для того, чтобы как можно раньше начать
формировать у вашего чада такие полезные качества, необходимо еще до школы
заниматься с ребенком, учить стихотворения, которые будут актуальны и понятны
для его возраста. Однако, важно не просто заучивать стихи, и заставлять ребенка
пересказывать их вам вслух, но и научить его самостоятельно и быстро запоминать
стихи любого объема. Тем более, что школьная программа предполагает постоянное
заучивание стихов целого ряда авторов.
Часто родители школьников жалуются на то, что их
ребенок отказывается учить стихи, плачет, и заверяет их, что не может ничего
запомнить. Не нужно расстраиваться и ругать ребенка. Таким поведением вы,
скорее всего только испортите себе и ребенку настроение, и снизите у него
мотивацию на запоминание стихов. Гораздо полезнее будет пойти другим, более
эффективным путем, о котором поведает наша методика для быстрого и легкого
запоминания стихов любой сложности. Все что от вас потребуется – терпение, фантазия,
листок бумаги, карандаш, и, конечно же, ваш позитивный настрой.
Суть методики для запоминания стихов
Предлагаемая нами методика очень хорошо себя
зарекомендовала и имеет высокую эффективность при работе с детьми. Она
основывается на том, что мозг человека гораздо проще "опирается" на
образы, и именно по ним проще запомнить слова, фразы и даже цифры, которые до
этого запоминались с большим трудом.
Другими словами, если ребенку сложно запомнить
строки стихотворения, то с нарисованными к нему образными картинками -
эффективность запоминания увеличивается на порядок.
Описание методики
1. Берем заданное на самостоятельное
изучение стихотворение.
2. Разбиваем стихотворение для удобства на
блоки по две или четыре строчки для облегчения запоминания. И рисуем возникшие
образы на листе бумаги на каждый блок стихотворения. Для выполнения этой задачи
можно нарисовать табличку для картинок, можно просто размещать их в столбик или
строчку. Все зависит от того, как вам удобнее.
3. Читаем заданное стихотворение, и для
каждого блока рисуем ассоциативный образ, который пришел в голову. Конечно же,
лучше, если эти картинки будет придумывать и рисовать сам ребенок, но вы тоже
можете принять участие в процессе, и помочь в выборе образа. Стоит заметить,
что чем проще будет рисунок, тем проще его будет запомнить и нарисовать,
поэтому не стоит рисовать целые сюжеты, а ограничиться зарисовкой простой и
понятной картинки.
4. После этого, попросите ребенка рассказать
стихотворение, используя только ассоциации, то есть нарисованные картинки.
5. Заключительный этап – рассказ
стихотворения ребенком без помощи картинок, только с помощью воспоминания
нарисованных образов.
Для примера, рассмотрим небольшой отрывок из
стихотворения С. Маршака:
В октябре, в октябре
Частый дождик на дворе.
На лугах мертва трава,
Замолчал кузнечик.
Заготовлены дрова
На зиму для печек.
|
Для того, чтобы лучше запомнить этот кусочек
стихотворения, разбиваем его на отдельные блоки. Берем лист бумаги, ручку, и
рисуем то, с чем у нас ассоциируется та или иная строка стиха.
Предположим, что на первый блок "в октябре,
в октябре, чистый дождик на дворе", ребенок нарисует капельки дождя.
Такой простой образ сразу напомнит дошкольнику
двустишье из стиха, и не позволит забыть нужный блок.
На двустишье "на лугах мертва трава,
замолчал кузнечик", ребенок также может нарисовать то, что ему это
напомнило. И, так как речь идет о траве и кузнечике, для ребенка будет уместным
нарисовать простую травку и кузнечика, увидев которые, он сразу проассоциирует
с этой строчкой стихотворения.
Аналогичные действия нужно проделать и с блоком
"заготовлены дрова на зиму для печек".
Однако, ни в коем случае нельзя навязывать
ребенку ту ассоциацию и тот образ, которые ребенку абсолютно не понятны. Пусть
продумает свой образ, привяжет его к строчке из стиха, прочтет этот блок вслух.
С помощью приведенной методики, и вашего настроя
на позитивный результат, ваш ребенок сможет не только развиваться посредством
запоминания стихов, но и получать от этого огромное удовольствие. Вы позволите
ребенку проявить фантазию, поможете существенно сократить время на заучивание
стихотворений в будущем, и, кроме этого, разовьете творческие способности
ребенка.
Заключение. У разведчиков отменная память.
Почему? Потому что в процессе постоянной работы и тренировок они регулярно
используют данную методику развития ассоциативно-образной памяти. Поверьте,
стоит попробовать помочь Вашему ребенку стать лучше, умнее, ускорить весь
процесс его общего развития…
Автор методики: Валуева Л.А.
Источник: http://www.detiseti.ru/modules/dsarticles/article/27/ |