Возрастные особенности второклассников
Во второй класс дети приходят уже
«бывалыми» школьниками. Период адаптации к систематическому обучению, к новым
обязанностям, новым отношениям со взрослыми и сверстниками закончен. Теперь
маленький школьник хорошо представляет себе, что ждет его в школе. В это время
происходит активное освоение учебной деятельности. Ребенок, побуждаемый
взрослыми, уже начинает оценивать причины своих достижений и неудач, то есть
развивает познавательную рефлексию.
Младший школьный возраст является узловым
в становлении самооценки. Она делается более развитой, зрелой, более
структурированной, чем у первоклассников, и вместе с тем более целостной.
Присутствует острое желание быть успешным в учебе, что для ребенка равнозначно
тому, чтобы быть хорошим и любимым. Поэтому у некоторых детей появляется
тенденция к снижению самооценки. Например, ребенок думает о себе так: «Я
нехороший, потому что плохо пишу или читаю». Эта тенденция может закрепиться,
если ребенок считает, будто родителей очень огорчают его неудачи. Снижение
самооценки у второклассников связано с повышением критичности школьников к
себе, их возрастающей способностью ориентироваться на качество результатов
своей учебной деятельности. Однако, возможности детей в оценивании результатов
своего труда еще ограничены. Отсюда и проистекают неуверенность в себе,
снижение самооценки. Следует иметь ввиду, что у некоторых детей возможно
снижение творческих способностей, стремления фантазировать за счет приобретения
навыков действовать по образцу.
В это время активно развивается воля
ребенка. Он учится сдерживать свои непосредственные импульсы, учитывать желания
других людей. Начинают формироваться произвольные внимание и память. Но для
длительной концентрации ребенку требуется внешняя помощь (интересные картинки,
звуковые сигналы, игровые ситуации). Внимание зависит не только от воли
ребенка, но и от его темперамента. Устойчивость внимания снижается к концу дня,
недели, учебной четверти, после длительных заболеваний.
Учитель продолжает оставаться самой
значимой фигурой. Но возникает более личностное отношение к нему, стремление к
общению на переменах, прогулках. Появляется способность дифференцировать
личностные качества сверстников. У некоторых детей может наблюдаться сильное
стремление к лидерству, начинается соперничество между ребятами. Постепенно
развивается способность к сотрудничеству в играх и учебе. Дети учатся
договариваться, уступать друг другу, распределять задания без помощи взрослых.
Но это дается им пока еще трудно. Ребенок начинает осознавать свою роль в
семье, оценивать отношения между родителями. Глубоко страдает, если они его не
удовлетворяют. помощь поможет человеку изменить некоторые представления о жизни
и себе самом, посмотреть на происходящие события с другой точки зрения и
открыть новые способы взаимодействия с окружающим миром, научит самостоятельно
решать возникшие проблемы.
Источник: http://vitaars.narod.ru/vtoroklassnik.html |