Возрастные особенности четвероклассников.
Четвертый год обучения в младших классах
завершает первый этап школьной жизни ребенка. В это время у детей заканчивается
формирование основных новообразований младшего школьного возраста. У
большинства детей уже складывается индивидуальный стиль учебной работы, который
проявляется не только в общем подходе к выполнению учебных заданий, но и в
использовании школьниками различных учебных умений и навыков. Владение
продуктивными приемами учебной работы означает, что школьник приобрел умение
учиться: он способен качественно усваивать предлагаемые знания и, в случае
необходимости, добывать их самостоятельно.
К четвертому классу у большинства
школьников намечается дифференциация учебных интересов, складывается разное
отношение к учебным предметам: одни дисциплины нравятся больше, другие –
меньше. Предпочтение тех или иных учебных предметов во многом связано с
индивидуальными склонностями и способностями ребенка: кому-то нравится
математика, у кого-то ярко проявляются лингвистические способности. А если у
ребенка никаких особенных предпочтений и интересов не обнаруживается?
Психологические исследования показывают, что ни к чему не способных детей нет.
Даже если школьник не выделяется своими учебными успехами и на первый взгляд
одинаково безразлично относится ко всем предметам, он непременно обнаруживает
склонность к лучшему усвоению учебного материала того или иного содержания.
У четвероклассников формируется
произвольность познавательных процессов: внимания, памяти. Важнейшим
новообразованием является познавательная рефлексия: способность к осознанию
причин учебных успехов и неудач. Развивается личностная рефлексия. Ребенок
постепенно начинает узнавать и дифференцировать свои личностные качества. В
этом возрасте впервые происходит осознание потребности в саморазвитии. Ребенок
начинает осознавать свои права и обязанности. Самооценка становится устойчивой.
Более зрелым становится общение. К значимым взрослым дети начинают относиться
как к обычным людям, имеющим свои достоинства и недостатки.
Сверстники становятся более значимыми. Их
мнение становится более важным, чем мнение взрослых. Развивается
сотрудничество, формируется способность интересоваться другими людьми и
принимать участие в их делах. Активизируется межполовое общение. Происходит
первичное осознание ценностных ориентаций. Дети усваивают разницу в социальных
статусах, вырабатывают к этому собственное отношение. В этом возрасте могут
развиться социальные страхи (боязнь не соответствовать общепринятым нормам,
образцам поведения), повыситься эмоциональное реагирование на трудности,
появиться чувство одиночества.
Источник: http://vitaars.narod.ru/chetveroklassnik.html |