Поспелова Лия Владимировна
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Народный календарь [68]
Учение с увлечением [14]
Добрые слова [30]
Заботливым родителям [11]
1 класс [9]
2 класс [5]
3 класс [1]
4 класс [4]
Наше творчество [7]
Притчи для детей [2]

Поиск

Главная » Статьи » 4 класс

«Взрослые дети» или сложности подросткового возраста

«Взрослые дети» или сложности подросткового возраста

В одиннадцать лет начинается новый возрастной период. Дети превращаются в подростков. Подростко­вый возраст - наиболее трудный в жизни ребенка, хотя, легких периодов вообще не бывает. Почему наиболее трудный? Потому что в этом возрасте протекает самый затяжной и самый выражен­ный физиологический кризис, называемый в медицинс­ком и педагогическом обиходе пубертатным.


Пубертатный кризис характеризуется резким эндок­ринным сдвигом, бурной деятельностью коры надпо­чечников и половых желез (гормональным всплеском). Гормоны коры надпочечников способствуют разви­тию вторичных половых признаков: формирование, соответственно полу, строения тела, ломка голоса и т.д.

По теории Г. Селье, кора надпочечников играет решающую роль в реакции стресса,     т. е. в реакции восстановления нарушенного равновесия организма, реакции преодоления вредного воздействия «чрезвы­чайных раздражителей», нередко опасных для жизни. Стресс мобилизует все защитные ресурсы организма, вызывает напряжение всех органов и тканей. Осуще­ствляется эта мобилизация за счет работающих на пол­ную мощность желез коры надпочечников. У под­ростков же усиленная секреция желез коры надпочечников фактически постоянна, таким образом, они как бы все время находятся в состоянии стресса. Этим, в частности, объясняется крайне неустойчивая у подро­стков вегетативная система: резкие колебания артериального дав­ления, неприятные ощущения в различных частях тела, снижение аппетита, потливость, вялость, непереноси­мость духоты, частые смены настроения и т.д.


Повышенная деятельность половых желез также вызывает дисгармонию в развитии подростков. С од­ной стороны, половых гормонов вырабатывается боль­ше, чем у взрослых людей. С другой стороны, несамо­стоятельность, скованность родительскими запретами и школьной дисциплиной, ведет к пассивному образу жизни. Подросток практически не может реализовать вовне свои огромные энергетические возможности и его энергия выливается то в упрямство и непослу­шание, то в грубость и раздражение, то в неадекватные поступки и хулиганские выходки.
Период подростковой «ошалелости» обычно сбивает с толку родителей. Перестают помогать испытанные методы воспитания, наказания не приносят никакого эффекта, разговора по душам не получается. Подрос­ток становится недоступен, у него начинается своя личная жизнь, появляются свои «тайны».
В пубертатном возрасте заканчивает развитие вто­рая сигнальная система (система общения (речь, язык, мышление)), оформляется темперамент, происходит становление характера, короче формиру­ется личность.


Подростки отличаются повышенным вниманием к своей формирующейся личности, к своему «Я». В этот период впервые появляется самоанализ, начинается самокопание, подросток предпринимает отчаянные попытки разобраться, «кто он есть», чем его «Я» отли­чается от других. Самооценки в этом возрасте крайне неустойчивы, порой резко меняются под влиянием раз­личных внешних факторов: получил пятерку и он ге­ний, будущее мировое светило, двойка — и гений пре­вращается в бездарность, никчемного «психа».
Душевная жизнь подростка крайне противоречива. С одной стороны, повышенная ранимость, резкая ре­акция на любое неосторожное замечание или отрица­тельное мнение окружающих. С другой стороны, мак­симализм, беспощадность и холодность по отношению к другим людям. Это самые строгие судьи родителей, учителей и всех взрослых. Подростки в этом отноше­нии склонны к широким обобщениям, суждения их категоричны и безоговорочны. Если хоть однажды взрослый человек показал себя с плохой стороны, под­росток его презирает, отвергает «раз и навсегда».
И родителям необходимо быть очень осторожными и внимательными, чтобы не подорвать доверие у своего сына или дочери. Нужно в корне изменить характер внутрисемейных взаимоотношений. Признание старшими прав личности подростка, отношение с ним на равных способствует ликвидации конфликта, приводит к доверительному отношению в семье, дает взрослым возможность контроля и влияния на поступки  подростка. Ведь в отроческом возрасте ребенок крайне нуждается в добром, умном и все понимающем совет­чике. Если он не находит такого советчика дома, он ищет его на стороне. И порой находит далеко не лучшего.


Многие исследователи говорят о сходстве первого (кризис первого года жизни) и  третьего физиологических кризисов (кризис подросткового возраста). Как в том, так и в  другом у ребенка возникает масса вопросов — мучительных и неразрешимых. И тому, и другому кризису свойственна реакция упрямства, и тот и другой характеризуется богатой эмоциональной жизнью. Это сходство необходимо учитывать в том плане, что отрицательные формы поведения, невротические реакции, которые выявились у ребенка во время первого фи­зиологического криза, при сходных условиях имеют тенденцию повторяться в подростковом возрасте, только более бур­но и тяжело.


Сейчас много говорят и пишут об акселерации. Что  это такое? Прежде всего, акселерация - это ускоренное физическое развитие современных детей.  В целом, конечно, акселерация положительное явление. Помимо физического, обычно отмечается и бо­лее раннее интеллектуальное развитие, что крайне не­обходимо при том огромном потоке информации («взры­ве информации»), которую приходится перерабатывать и усваивать современным подросткам. Но, к сожалению, у акселерации немало и издержек. Дело в том, что раннее физическое развитие современных детей не влечет за собой ускорения нравственного и соци­ального созревания (нормы поведения в обществе), в социальном плане подростки еще долго остаются детьми. Таким образом, аксе­лерация обеспечивает не столько раннее общее созре­вание, сколько усиливает дисгармонию между физи­ческим и социальным развитием, утяжеляет течение пубертатного криза.
Особенно эта дисгармония сказывается в сексуаль­ной сфере. У детей теперь значительно раньше появ­ляется интерес к противоположному полу, значитель­но раньше появляется половое влечение. Такая ситуа­ция (при недосмотре и при неправильной тактике ро­дителей) может привести к ранней половой жизни или к онанизму. С другой стороны, дисгармония между психическим и физическим развитием способствует заметному увеличению невротических реакций в пу­бертатном возрасте.


Подростковый возраст труден тем, что понимание жизни уже взрослое, вместе с тем выше, чем в детстве, становится эмоциональная чувствительность, а возможностей реализовать себя намного меньше, чем у взрослых. Они и сами не могут объяснить, что за дух противоречия движет их поведением. Им тоже трудно, они мучительно ищут пути в новый для них мир взрослых. Чувство неприкаянности порождается тем, что из детской непосредственности и послушания они уже выросли, а свойственного взрослым чувства ответственности и жизненной мудрости еще не приобрели. Им трудно понять себя, еще труднее понять нас. Чтобы помочь ребятам на трудном пути взросления, не следует акцентировать внимание на их негативных чертах. Нужно лишь признать за детьми право быть такими, какие они есть, а не такими как нам хочется.
Поэтому в этот период жизни взрослым нелегко строить отношения с детьми, остается только взять волю в кулак и максимально безболезненно  помочь «уже не ребенку» пережить этот возраст.



Источник: http://cpp-vozpogdenye.ru/content/view/8/51/
Категория: 4 класс | Добавил: Lika (21.08.2011)
Просмотров: 2176 | Теги: подростковый возраст | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1689

Мини-чат


Наша кнопка
Мы будем Вам признательны, если Вы разместите нашу кнопку у себя на сайте:

Персональный сайт учителя начальных классов Поспеловой Лии Владимировны Радуга знаний



Поспелова Л.В. © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz