«Мой семилетний сын не очень-то жалует школу:
большинство уроков и тем более домашнее задание. Первый класс мы со
скрипом закончили на тройки из-за плохой усидчивости, небрежности и
сложной адаптации. Многочасовые разговоры о том, что учеба нужна для
успешной карьеры, не приводили ровно ни к чему. Пришлось отказаться от
практики внушения и нотаций. Когда сын пошел во второй класс, нами
был выбран другой инструмент воспитания – денежное вознаграждение за
оценки. Перед первым сентября на семейном совете мы решили, что наш
второклассник будет получать зарплату, как взрослый. Хоть пятерки и
четверки и стоят по отдельности немного, в совокупности за месяц
получается внушительная сумма. За плохие отметки мы установили
нематериальный штраф: получил тройку или двойку – о любимой
компьютерной игре в этот день можешь забыть. Илья согласился
попробовать учиться с такими условиями.
На первую же свою зарплату он угостил меня мороженым. Это меня очень
порадовало, ведь ребенку приятно не только зарабатывать деньги, но и
расплачиваться ими за удовольствие близкого человека.
Отразилось ли это на учебе? В целом – да. У Ильи появилось много
пятерок и четверок. Вполне возможно, он просто повзрослел и ему стало
проще усваивать школьную программу. Тем не менее, сколько гордости
было в его взгляде, когда он укладывал заветные купюры в свой кошелек!
Многие мои знакомые дают своим детям деньги на карманные расходы чуть
ли не с яслей, а с началом школы практически ежедневно. Если родители
вдруг, ни с того ни с сего, решают материально вознаграждать сына или
дочь за оценки, школьникам бывает трудно понять, почему раньше они
получали деньги просто так, а теперь должны их заслужить. У нас в
семье такой проблемы не было, потому что мой сын первые свои деньги
заработал в три года. Вот как это получилось.
Илья, играя, испортил необходимую в хозяйстве вещь: размотал по всей
комнате бумажное кухонное полотенце. Я предложила ребенку самому
поработать и возместить стоимость полотенца. И подсказала, как это
можно сделать. Сын нарисовал картинку, очень старался. Мы пошли в
ближайший супермаркет, был день и немноголюдно. Я стояла вдалеке, а
Илья самостоятельно подходил к покупателям и предлагал купить картинку
за пять рублей. Надо сказать, что только пятая женщина оказалась его
покупательницей. Однако он героически переносил отказы. Сын купил
новую вещь взамен испорченной. И главное, ему понравилась такая игра в
самостоятельность.
Когда Илья стал старше, я изредка отводила его к бабушке, она у нас
работает в травматологии. Сын с удовольствием занимался подготовкой
перевязочного материала: складывал салфетки, получая за работу по 40
рублей. И уже в том возрасте перестал брать деньги просто так».
Платить или не платить?
Наверное, не все взрослые согласятся с Полиной. «Нужно воспитывать у
детей любовь к труду и стремление оказывать помощь окружающим, нужно
научить их заботиться о благе других и привить любовь к учебе, а вы
предлагаете за все это платить!?» К тому же финансовые обязательства,
по мнению некоторых родителей, лишают детей детства.
Но доводы сторонников денежных вознаграждений такие же уверенные:
«Только так можно приучить ребенка к взрослым отношениям. Только так
можно стимулировать желание учиться и трудиться». Тут есть что
обсудить.
Не учи меня жить, лучше помоги материально
Любая работа должна быть оплачена. Никто и не будет оспаривать этот
лозунг, когда речь идет о взрослом человеке, выполняющем
профессиональные обязанности. А если под трудом понимать помощь по
дому вашего ребенка? Или, например, хорошие оценки в школе, ведь учеба
тоже является трудом?
Конечно, странно было бы видеть ребенка, составляющего смету своих
трудозатрат и к приходу родителей предъявляющего ее за собственной
подписью и печатью. С другой стороны, считают психологи, дети очень
рано, гораздо раньше, чем им вообще начинают давать карманные день-
ги, понимают, что абсолютно просто так почти никто ничего не делает.
Мы всегда что-то получаем – не в материальном смысле, так в
психологическом. Причем родители сами – вольно или невольно – доводят
эту мысль до ребенка. Например, когда говорят, что хорошие мальчики и
девочки получат от Деда Мороза то, что хотят. Например, когда убеждают
убрать игрушки, предупреждая, что тот, кто этого не сделает, на улицу
не пойдет. Или когда, забыв о дне рождения пожилой родственницы,
приносят потом больше подарков, чтобы избавиться от чувства вины и
повысить свою самооценку. И дети все это запоминают. Поэтому ребенок,
вдруг получивший вместо подарка за хорошую учебу некоторую сумму денег,
вряд ли сильно удивится.
И все-таки деньги – это особое вознаграждение. Оно существенно
отличается от подарка, пусть даже оговоренного заранее и дорогого по
стоимости. Во-первых, тем, что наличие денег предоставляет
определенную свободу. Ребенок сам может ими распоряжаться и тратить их
на свое усмотрение. Не все родители уверены, что это «усмотрение »
будет совпадать с их собственными взглядами и, главное, быть во всех
смыслах безопасным.
«У нас довольно обеспеченная семья, – говорит Юлия, – но я решительно
против того, чтобы давать дочери деньги. К окончанию учебного года,
если учеба была успешной, мы с мужем дарим ей путевки в какой-нибудь
международный молодежный лагерь. Я лично обо всем узнаю, навожу
справки, собираю отзывы об этом лагере. Если мы подарим деньги, я не
уверена, что она потратит их правильно и с пользой».
Во-вторых, денежные отношения в семье выглядят как-то бездуховно, а
потому многие родители стараются их избегать. Интересно, что даже дети
иногда разделяют эти взгляды. «Я помогал дедушке в гараже – красил
ворота, – рассказывает пятнадцатилетний Артем. – Когда мы все
закончили, он, поблагодарив меня, дал денег. Я отказывался, но он
настоял. Очень неудобная ситуация – до сих пор не знаю, что с ними
делать. То есть деньги- то мне нужны, но вот конкретно эти потратить
не могу. Теперь и помощь как-то неудобно предлагать. Вдруг он
подумает, что я из-за денег?»
Волноваться, что денежные вознаграждения сведут на нет все ваши
воспитательные труды, не стоит. Взгляды и ценности вашего ребенка не
будут прямо связаны с фактом наличия у него своего «капитала». Скорее,
на них повлияет ваше отношение к деньгам, к труду и к жизни вообще.
Именно поэтому, получая одинаковые суммы денег, дети распоряжаются ими
по-разному: один ребенок их тщательно складывает и копит, даже без
особой цели, другой – тратит тут же на развлечения, а третий – дарит
подарки близким.
Чем раньше, тем лучше?
С какого возраста допустимо вводить в практику денежные
вознаграждения? Наверное, лучше, когда появляется потребность в
некотором отделении от родителей, то есть с подросткового возраста.
Что именно «оплачивать» ребенку? Какие достижения и какие трудовые
успехи? Точно можно сказать, что не все. Есть повсе-дневные дела,
которые, хоть и не хочется, но делают все примерно в равной степени.
Есть обязанности, выполнение которых необходимо для нормальной
комфортной жизни. К этому ребенка приучают с раннего детства, и ни о
каких вознаграждениях за мытье посуды и поход в магазин и речи быть не
должно.
Платить за любую пятерку имеет смысл лишь в том случае, если вы
хотите навсегда отбить у ребенка охоту к учебе. Ведь то, за что нам
платят постоянно, воспринимается как скучная обязанность, а не любимое
дело.
Гонорары за учебные достижения тоже, в принципе, возможны. Но именно
за достижения: подготовку доклада для конференции, отнимавшую все
свободное время в течение месяца, победу на соревнованиях, тоже
достигнутую трудом и усердием.
Однако если выполняется работа, что называется, сверх нормы, то
почему бы и нет? Скажем, в ситуации, когда ребенок вызвался полностью
подготовить квартиру к приходу гостей и отлично с этим справился, то
поощрение было бы очень уместным. Или, например, подросток вызвался
вечером посидеть с младшим братом, чтобы родители могли сходить в
кино, развлечься. Почему бы не оплатить его труд?
Источник: http://www.babyblog.ru |