Сегодня первоклассники учились составлять план текста. Дети узнали, что план текста отражает последовательность эпизодов, составляющих содержание произведения. Под руководством учителя ученики определили количество частей, сгруппировали предложения вокруг главной мысли в каждой части текста. Эта работа связана с составлением словесных картин к каждой части и подписей к ним.
Самым сложным для ребят стал подбор и формулирование названий пунктов плана, но эта работа очень важна. Составление плана помогает читателю лучше понять текст, определить основную мысль, установить смысловые связи между частями текста и развивает логическое мышление.
ВИДЫ ПЛАНА
1. Словесный план (логический) – это план, который составлен на основе выявления последовательности событий, простейшей логической связи.
2. Картинный план – это план, который составлен на основе эмоционального восприятия содержания произведения, и сам план имеет образное (картинное) содержание.
3. Деформированный план – это план с нарушением последовательности, которую надо восстановить.
Во время урока можно наблюдать 4 этапа работы над словесным планом:
1. Чтение произведения.
2. Осмысление содержания произведения по вопросам учителя.
3. Деление текста на части, выявление границ каждой части, анализ каждой части; выявление главной мысли каждой части.
4. Озаглавливание.
ТРЕБОВАНИЯ К ПЛАНУ
1. В пунктах плана должна выражаться главная мысль текста, чтобы было понятно, о чём (о ком) и что говорится в каждой части произведения.
2. Пункты плана должны быть связаны между собой по смыслу.
3. Названия пунктов должны быть краткими, их лучше формулировать в повествовательной форме.
|