(1685-1750)
Давным-давно, почти
четыреста лет назад, в одном из маленьких средневековых германских городов в
Тюрингии жил булочник из крестьян, по имени Фейт Бах. Он был небогат,
трудолюбив и добр, как рассказывалось о нем в семейной легенде, и была у него в
жизни большая привязанность — музыка. Говорят, Фейт Бах никогда не расставался
со своим любимым инструментом — цитрой, на которой искусно исполнял народные
песни и танцы.
Эта страсть к музыке передалась от Фейта
Баха его сыновьям, внукам, правнукам, праправнукам. И почти все они стали
музыкантами: канторами (учителями пения), органистами, скрипачами, флейтистами,
трубачами, капельмейстерами, композиторами.
В поисках работы они разошлись по разным
городам и расселились по всей Германии, а некоторые из них оказались даже за
пределами родной земли. Двести лет назад в Тюрингии Бахов-музыкантов было уже
так много, что люди стали называть Бахами всех, кто был причастен к музыке, даже
тех, у кого было свое, совсем другое имя.
В роду Бахов не было богачей и лентяев.
Они упорным, кропотливым трудом пробивали себе дорогу в жизни.
Раз в году в дом одного из самых
уважаемых в семье Бахов съезжались все родственники. В этот день сразу за весь
год отмечались все семейные даты и торжественные события. Каждая такая встреча
становилась семейным музыкальным праздником: собравшиеся пели народные песни,
которых знали великое множество, играли на разных инструментах, много шутили,
смеялись. Так жили Бахи.
В 1685 году в небольшом тгорингском
городке Эйзенахе родился Иоганн Себастьян Бах — тот Бах, которому суждено было
стать великим композитором мира.
Как все Бахи, Иоганн Себастьян был
скромен, трудолюбив, горд. Как все, самозабвенно любил музыку и ей отдавал до
конца свои силы. Жизнь его прошла в труде, невзгодах и в бедности.
В те времена музыканты в Германии были
людьми подневольными и могли служить либо у богатых, знатных вельмож, либо при
церквах. В десять лет Иоганн Себастьян остался круглым сиротой и вынужден был
сам заботиться о заработке. Старший брат Христоф, взявший после смерти
родителей на воспитание Себастьяна, служил учителем музыки в церковной школе.
Только он серьезно и учил Себастьяна музыке. Человек образованный, но в
искусстве мелочный и сухой аккуратист, Христоф не оценил в младшем брате
необычайной музыкальной одаренности. Христоф запретил Себастьяну брать в руки
сборник сочинений известных композиторов, считая, что это мальчику ни к чему.
Тогда Себастьян стал по ночам тайком переписывать в свою тетрадь ноты. Работа
длилась почти полгода. Мальчик испортил себе зрение, но был счастлив, что дело
подходит к концу. И вдруг случилось непоправимое — Христоф случайно застал
Себастьяна за ночной работой. Никакие просьбы и мольбы мальчика не смягчили
жесткого воспитателя: он отобрал тетрадь, и Бах смог ее увидеть только много
лет спустя, уже после смерти брата.
Пятнадцати лет, учась в лицее, Себастьян
уже поступил на службу. У него был прекрасный голос, он блестяще играл на
скрипке, органе и клавесине, и его охотно приняли старшим хористом в
монастырскую школу в городе Люденбурге.
Теперь Себастьян был свободен от
наставлений брата. При монастыре он обнаружил великолепную библиотеку, где
нашел много интересных рукописей и собраний сочинений самых выдающихся
композиторов того времени. Сбылась мечта — юноша углубился в изучение музыки.
Библиотека люденбургского монастыря была первым музыкальным университетом Баха.
Никто не руководил здесь его образованием. Сама музыка была учителем и
воспитателем его таланта.
Окончив лицей, Бах имел право поступить в
университет. Но мог ли он думать об учении, когда ему не на что было жить? Он
старался найти службу повыгоднее.
Сначала его охотно брали: за ним шла
слава искусного органиста и скрипача. Однако Бах не умел угождать церковному
начальству, у него не было богатых покровителей, и потому часто он не уживался
со служителями церкви. К тому же сочинения самого Баха были настолько яркими,
живыми, что часто они были похожи на народные песни, а не на церковную музыку.
Не уживаясь с церковниками, Бах переходил
с одного места на другое, переезжал из города в город, был и на светской
службе. Но добиться положения, которое его бы удовлетворяло, так и не смог.
Однако никакие жизненные невзгоды не погасили в композиторе вечного огня
творчества.
Несмотря на то, что ему приходилось
писать большей частью церковную музыку, творения Баха не были холодными и
строгими, словно лишенными житейских тревог и радостей. Они передавали самые
разнообразные человеческие чувства. Мудрый художник, Бах создавал не просто фон
для молитв и аккомпанемент для песнопений, а отражал в своем творчестве
глубокие раздумья над важнейшими жизненными вопросами. Слыша в храме
произведения Баха, люди не могли уже по привычке обращаться с заученными
словами к неведомому богу — они начинали думать Музыка вызывала в них свои,
земные думы о чем-то важном и сокровенном, пробуждала переживания — чистые,
светлые, возвышенные, но земные.
Бах творил почти во всех известных в его
время музыкальных жанрах. Он писал для органа, оркестра, хора, клавира.
Известно больше пятисот его сочинений. Кто учится в музыкальной школе,
обязательно играет прелюдии и фуги Баха. Это так называемая полифоническая
музыка. В ней один голос как бы разговаривает с другим, спорит, доказывает.
Потом они сплетаются и звучат вместе.
При жизни самого Баха были напечатаны
лишь единицы его произведений. Многие же и до сих пор не найдены.
Умер Бах в бедности. Современники так и
не узнали, что произведения искусного церковного органиста и придворного
музыканта были великим открытием в музыке.
Только после смерти Баха стали появляться
в печати некоторые его сочинения, печататься работы о творчестве композитора.
Это ученики и почитатели таланта Себастьяна Баха позаботились о том, чтобы люди
не забыли его творений.
И вот настал день, когда музыка Баха
обрела новую жизнь. Это было в 1829 году в Берлине. Замечательный немецкий
музыкант, композитор Феликс Мендельсон Бартольди, горячий пропагандист музыки
Баха, подготовил и исполнил с Берлинской певческой академией одно из самых
сложных и самых выдающихся произведений Баха «Страсти по Матфею».
С этого дня музыка Баха начала свое
победное шествие по всем странам мира. И в России у Баха оказалось много
почитателей и друзей. Великий Глинка знал на память многие его произведения,
учился по ним, восхищался ими. В 1834 году в России вышла повесть В. Одоевского
«Себастьян Бах». «Для меня, — писал Одоевский, — Бах был почти первою учебною
музыкальною книгою, которой большую часть я знал наизусть». Друг Пушкина и
Глинки, Одоевский был выдающимся писателем и ученым-музыковедом своего времени.
О необычайной глубине мысли, о
неисчерпаемом разнообразии форм, «о безграничности мелодии и гармонии», о
жизненности и народности музыки Баха горячо писал известный русский композитор
и музыкальный критик А. Серов.
Мусоргский, Бородин, Римский-Корсаков,
Чайковский, Рахманинов — все они ценили в музыке Баха глубокую задушевность,
сердечность, простоту, человечность, национальную самобытность.
В 1850 году на родине Баха образовалось
Баховское общество. Нашлись энтузиасты, которые, несмотря на отсутствие средств
и другие трудности, взялись выпустить полное собрание сочинений Баха. В 1900
году вышел последний, 46-й том его сочинений. В наши дни музыка Баха
исполняется очень часто. Имя Баха мы произносим рядом с именами самых великих и
самых популярных композиторов прошлого.
«Не Ручей! *— Море должно было
быть ему имя...» — сказал о Бахе Бетховен.
* Бах — по-немецки «ручей».
По материалам
книги Н. Колосовой "Здравствуй, музыка!" (Москва, "Молодая
гвардия", 1964)
|