На небе и земле, в горах и реках существуют формы квадратные и круглые, возвышенные и текущие. В солнце, луне и небесных светилах существуют градусы широты и долготы, и поворота света. В облаках, в заре, траве и деревьях существуют формы, широко расстилающиеся как холст, формы роста и изобилия. В предметах культуры и одеяниях существуют формы скромности приветствия и обращения. Если стараться удовлетворить этому, то письмо будет поразительно. (Чжан Ди, каллиграф Ханьской династии) Владеющий кистью – подобен небу. (Каллиграф Джун Ю) Каллиграфия (греч. καλλιγραφία - красивый почерк, от κάλλος - красота и γράφω - писать), искусство красивого и чёткого письма. "История каллиграфии связана как с историей шрифта и орудий письма (тростниковое перо-калам в древнем мире, у народов средневековья Востока; птичье перо в Европе до 1-й половины 19 в.; кисть в дальневосточных странах), так и со стилистической эволюцией искусства. Каллиграфия не только преследует цели удобства чтения, но и сообщает письму эмоционально-образную графическую выразительность. «Горизонтальная линия похожа на облака, распространяющиеся на тысячи ли; точка дянь создает впечатление падающего с высокой скалы камня; линия пе, сильно отклоняющаяся влево, как бы падающая сверху вниз, по форме напоминает лезвие меча или рог носорога; вертикальная прямая чжи – как старый стебель винограда, прямой и исполненный силы...» Так звучат древние правила каллиграфии, изложенные китайским каллиграфом Вай Фу-Жэнем в его труде «Би-чэнь-ту», в котором он рассматривал семь основных элементов каллиграфии (шесть линий и точка). Их еще называли «семь тайн»... Стилистика каллиграфии тяготеет либо к ясности очертаний, возможности чтения на расстоянии, либо к экспрессивному скорописному курсиву, либо к декоративной узорности. В Китае и других дальневосточных странах каллиграфия ценилась особенно высоко как искусство сообщить графическому знаку эмоционально-символическое значение, передать в нём как сущность слова, так и мысль, и чувство каллиграфа. По большому счету, каллиграфия – это нечто среднее между рисунком и письмом. Изображенные на листах бумаги или шелка иероглифы выполняют функцию картины – доставляют эстетическое наслаждение и несут определенный смысл. Чтобы понять, в чем же фишка каллиграфии как искусства, начнем издалека. Дело в том, что во всех первобытных культурах понятия «писать» и «изображать» были идентичными. Информацию передавали не буквы и слова, а картинки. В дальнейшем рисунки схематизировались, становились не изображением предметов, а упрощенными знаками, обозначающими эти предметы. У китайцев такими знаками стали иероглифы, представляющие собой совокупностью письма и живописи, слова и рисунка, понятия и его обозначения. А так как в Древнем Китае написанное ценилось куда больше произнесенного, то искусство написания слов трудолюбивые и терпеливые китайцы довели до совершенства и возвели в культ. Так в мире появилось одно из самых изящных искусств – каллиграфия. Из Китая каллиграфия пришла в Японию – примерно в V веке н.э. в процессе внедрения в Страну восходящего солнца китайской письменности. Долгое время китайский в Японии считался чем-то вроде литературного языка, и японцы честно писали по-китайски. Потом одумались и стали применять китайские иероглифы по-новому, адаптируя их к требованиям родного японского. И в Японии, и в Китае каллиграфия считалась одним из видов изящных искусств, которым, наравне с поэзией и живописью, должен был владеть каждый культурный житель вышеозначенных стран. Красиво написанный иероглиф или строка из стихотворения свидетельствовали о красоте мысли и духа. По качеству почерка угадывался не только уровень образования пишущего, но и его характер и нравственные качества. И если потерять голову от портрета незнакомки – это такая европейская романтика, то влюбиться по почерку – это уже восточная реальность. Рисунок и знак Применения того или иного шрифта требует знакомства с каллиграфией. Для этого надо помнить основные правила каллиграфического письма: 1) Ровная прямая посадка; 2) Не касаться грудью края стола; 3) Обе руки должны быть по локоть на столе;
4) Положение пишущей руки таково: второй палец с очень незначительным изгибом должен почти лежать на ручке перо и отстоять приблизительно на 3 см. от его конца. Пятый палец выпрямленный должен лежать на бумаге служа опорой кисти руки. На этом последним условии я особенно настаиваю и даже рекомендовал бы тому, кто привык писать сгибая углом второй палец, заставить приучить себя к правильному положению пальцев как при всякого рода упражнениях по каллиграфии, так и при исполнении самих надписей. Не слишком крепко сжимая ручку и строго соблюдая все вышеперечисленные правила. Пальцы руки не почувствуют утомления даже от многочасовых упражнений в письме. Линия из-под пера будет выходить красивой, ровной и эластичной и никогда не даст вибрации только в том случае, если рука будет иметь силу и уверенность. Поэтому никогда не следует приниматься за каллиграфию непосредственно после тяжелого физического труда. Не малое значение при письме имеет ручка и перо, которыми каждый пишущий должен выбирать себе по руке. В некоторых случаях можно рекомендовать менять ручку, о именно: в том случае, когда приходится вести длинные линии или писать высокие буквы — тогда лучше брать длинную ручку; напротив, при писанин мелких подписей, цифр, загибов—следует брать меньшую, более тонкую и, значит, боле легкую ручку.
|