Картина «Степан Разин» - последняя историческая
картина В. Сурикова. Она писалась с 1903 по 1907 годы. Личность Разина,
выразителя дум и силы народа, - всегда привлекала внимание людей, на протяжении
многих столетий он был героем народного фольклора – легенд и песен.
Возможно, с помощью образа мятежного атамана в
картине «Степан Разин» Суриков хотел отобразить протестные настроения народных
масс в России в годы перед революцией.
Картина поражает ощущением простора. Воздух на
полотне как будто пронизан солнечным светом, и оттого полотно наполнено такой
поэтичностью. Художник использовал красивые сочетания красок, которые словно
переливаются в лучах солнца. Широка великая русская река. Утренняя тишина.
Легко скользит по Волге ладья, освещенная золотистым блеском солнца.
Вольная дружина возвращается с набега на
прикаспийские берега. Много добра добыто, и оттого так радостно на душе у
казаков. Наполняется чарка, кругом песни и разгул. Один подгулявший казак уснул
прямо на корме. Только атаман Степан Тимофеевич не весел – он полулежит под
широким парусом, опершись на богатое восточное седло, и тяжелая дума омрачает
его чело. О чем думает он, понять трудно.
Сурикову удалось показать внутреннюю
напряженность этого мятежного человека. Вероятно, он думает о России и мечтает,
что где-то там, за горизонтом, куда они направляются, будет совсем другая
жизнь. За атаманом на полотне - несколько гребцов, одетых в простые одежды. Они
заняты тяжелым делом и фигуры их напряжены.
Куда движется ладья, напоминающая летящую птицу?
К заманчивой мечте, которая спрятана за тонкой линией горизонта, к недостижимой
цели. Разин – мечтатель, и его мечты о справедливом мироустройстве останутся
лишь сказкой. Наверное, Суриков понимал, что заманчивый идеал невозможен - ни
взметнувшиеся весла, ни парус не помогут долететь до желанного берега.