Проектная
Деятельность
Главная идея проектной деятельности – направленность учебно – познавательной деятельности школьников на результат.
Целью организации проектной работы в урочной и внеурочной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе):
-
выявление наиболее одаренных учащихся, склонных к занятию исследовательской деятельностью в разных областях науки и развитие их творческих способностей;
-
совершенствование умений и навыков самостоятельной работы детей и повышение их уровня знаний и эрудиции;
-
пропедевтика научно-исследовательской деятельности;
-
обучение учащихся начальной школы работе в рамках саморазвития и самообразования;
-
активизация познавательной деятельности учащихся через исследовательскую и проектную деятельность.
Задачи проектной деятельности:
- Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);
- Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
- Умение анализировать (креативность и критическое мышление);
- Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);
- Формирование позитивного отношения к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).
Все темы проектных работ можно разделить на 3 группы:
-фантастические (несуществующие) - разрабатываете сами;
-эмпирические (основанные на опыте) - проводите собственные наблюдения и эксперименты;
-теоретические (научное познание) - проводите работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках (это то, что можно спросить у других людей, или то, что написано в книгах, и т.п.)
В процессе проектной деятельности учащиеся учатся:
• характеризовать проблему (определять переменные, присутствующие в проблеме и связи между ними, строить гипотезы, критически оценивать информацию);
• понимать проблему (использовать знания и умения для понимания информации, представленной в виде текста, диаграммы, схемы, формулы, таблицы, пр., интегрировать информацию из разных источников);
• представлять проблему (разрабатывать форму представления информации, переходить с одной формы представления к другой);
• решать проблему (принимать решения в соответствии с условиями поставленной проблемы, проводить анализ системы, ее планирование для достижения цели);
• размышлять над решением (исследовать полученное решение и при необходимости искать дополнительную информацию, оценивать решение, пр.);
• сообщать решение проблемы (выбирать форму представления полученного результата и излагать его понятно для других людей).
Работа над проектом даёт учащимся опыт поиска информации, практического применения самообучения, саморазвития, самореализации и самоанализа своей деятельности, развивает следующие общеучебные навыки:
· мыслительные навыки - обучение младшего школьника анализу и обобщению, сравнению, классификации и т.д.
· исследовательские навыки направлены на формирование умения выполнять исследовательскую работу, наблюдать, выявлять, соотносить и т.д.
· коммуникативные навыки направлены на формирование у ребёнка умения не только говорить, но и слушать и слышать собеседника, доказательно и спокойно отстаивать своё мнение или принимать точку зрения и советы других.
· социальные навыки предполагают развитие умения работать в группе, сотрудничать в мини – коллективе, выполняя разные роли: лидера или исполнителя. Учат ребёнка строить взаимоотношения в обществе: в коллективе, сверстниками – с людьми, которые его окружают.
Основные требования к использованию метода проектов:
1.Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме; проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду, пр.).
2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; охрана леса в разных местностях, план мероприятий, пр.);
3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
· определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола");
· выдвижение гипотез их решения;
· обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);
· обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.).
· сбор, систематизация и анализ полученных данных;
· подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
· выводы, выдвижение новых проблем исследования.
Классификация проектов:
1) по составу участников;
2) по целевой установке;
3) по тематике;
4) по срокам реализации.
Примерная визитка проекта:
- Автор (ы)
- Название проекта
- Предметная область
- Возраст участников проекта
- Цель
- Задачи
- Продолжительность проекта
- Ход проекта (поэтапно)
- Продукт проекта (что создадут дети в результате)
- Материалы проекта ( презентация, буклет, инструкции, обучающие материалы и т.д.)
- Источники информации
- Контроль и оценивание
Подготовка к защите проекта
Постарайся ответить на вопросы:
- Почему ты выбрал данную тему?
- Какова основная цель проекта, задачи?
- Для кого предназначен проект?
- Какие использовались источники информации?
- Какое оборудование ты использовал?
- Каковы этапы выполнения проекта?
- Сколько времени тебе потребовалось для реализации проекта?
- Кто тебе помогал?
- Какие выводы по работе ты сделал?
- Можно ли твою работу считать завершённой?
- Чему ту научился в ходе выполнения проекта?
Интернет-ресурсы по проблемам проектной деятельности
Полат Е.С. Метод проектов
- К истории вопроса
- Что мы понимаем под методом проектов.
- Основные требования к использованию метода проектов
- Типология проектов
- Телекоммуникационный проект
- Литература
Хуторской А.В.
Библиографический список
1. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 1996
2. Бухвало В.А. Общая методика развивающего обучения. – Рига, 2001.
3. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
4. Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения. Директор школы. М., 1995, № 6, с.34-47.
5. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., Интор, 1996.
6. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2004.
7. Новикова Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеучебной деятельности. Народное образование. 2000, № 8-9, с.151-157.
8. Савенков А. И. Творческий проект, или Как провести самостоятельное исследование // Школьные технологии. — 1998. — № 4. — С. 144—148.
9. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практич. Пос. для работников общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2003.
10. Слободчиков В.В. Основы проектирования развивающего обучения. Петрозаводск, 1996.
11. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. — СПб: Питер, 2001. — 544.: ил. — (Серия «Учебник нового века»). [Метод проектов. — С. 337—341]
12. Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике школы. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. М., Сентябрь, 1998, с.83-128.
|