Это большая радость и большая ответственность - быть родителями первоклассника. Как помочь маленькому ученику, не выполнять за него необходимую работу, а именно помочь? В первое время ваше внимание особенно важно для ребенка. Постарайтесь провожать его в школу и забирать после уроков, даже если школа рядом с домом. По дороге не загружайте его нравоучениями, лучше понаблюдайте за окружающим миром: порадуйтесь солнышку, посчитайте птичек или прочитайте вывеску на магазине. После уроков внимательно слушайте все, что рассказывают дети: все важно, мелочей нет! Когда появятся оценки, старайтесь избегать вопроса: "Какую оценку получил?" Лучше: "Что нового и интересного узнал?", "Чем запомнился день?". Ни в коем случае не обсуждайте учителей в присутствии детей. Для первоклассников первый учитель - очень авторитетный человек, и ваши негативные оценки не изменят учителя, а навредят собственному ребенку. Важный показатель адаптации первоклассника - настроение, с которым он идет в школу. Если с радостью и желанием - значит, все движется в правильном направлении. Если появилось нежелание, стало звучать: "Не хочу", выясняйте причину и меняйте ситуацию, это тревожный сигнал для родителей и для учителя. Первые две недели у маленьких школьников специалисты называют "физиологической бурей", и во многом от вас зависит, насколько успешно ребенок с ней справится.
«Первый раз в первый класс!» – такие слова радуют
кого угодно, но только не родителей будущих первоклассников. Еще бы – такое
событие в жизни ребёнка! Как все сложится? Такая ли милая учительница, какой
показалась при первом знакомстве? Осилит ли сыночка или доченька эту жуткую
школьную программу? Советов для родителей первоклассника великое
множество. И при этом, никто не даст никакой гарантии быстрой адаптации ребенка
к новым школьным условиям. Но есть моменты, которые родители должны усвоить как
«дважды – два», и для лучшего усвоения есть очень-очень «ВРЕДНЫЕ СОВЕТЫ»:
1. Нервничайте как можно больше! Регулярно
высказывайте все опасения по поводу школы, учительницы, домашних заданий и
контрольных работ. Разумеется, при будущем первокласснике, желательно
подкрепляя свой психоз жуткими рассказами. Не имеет значения, если приврёте –
так даже лучше, действеннее!
2. Начните пугать детей школой еще в утробе
матери. Ну или хотя бы лет с шести. Не получается у чада аккуратно склеить аппликацию,
или усидчивости не хватает, или еще что не так – обязательно скажите что-то
вроде: «Вот как ты в школу-то пойдешь, тебе ведь одни двойки будут ставить!» А
если добавить слова «бестолочь», «и в кого ты такой уродился» – будет просто
замечательно!
3. Уже с сентября начните критиковать учителя при
ребенке. Рассматривая тетрадь с заданием, обязательно поинтересуйтесь об
умственных способностях учительницы. Прокомментируйте школьную программу,
подойдут определения «какая дубина это придумала», «ну кто ж так пишет, делает,
детей учит» (на выбор, или все по очереди). Да, и не вздумайте подойти к
педагогу и задать ЕЙ все смущающие вас вопросы!
4. Все финансовые проблемы обсуждайте при вашем
ребенке. Родительский комитет принял решение сдать по n-рублей на нужды класса?
Каждый месяц приезжает планетарий и требуется 10-20-** рублей? Обязательно задайте вопрос не кому-нибудь, а
своему чаду: «Я что, миллионер?», а после, вынимая из кошелька деньги,
непременно внятно и чётко нарисуйте словесный портрет учителя, распихивающего
по карманам ваши денежки. Вовлекайте в
эту беседу ваших домочадцев, включая первоклассника.
5. Не напрягайте себя походом к учителю. Чего
ходить-то? Надо – сама вызовет! Ведь вы все равно никакие претензии в глаза ей
высказывать не будете! А если будете – то совершенно не намерены вникать в ее
аргументы. Ведь родительское собрание – один вопрос: сколько денег в этом
триместре. Персональная беседа – да что она сказать-то может, все равно не
поверите что ваш чудный ребенок способен вести себя совсем не так мило как
дома… А захочет похвалить – пусть в дневнике пишет.
Что ж, это конечно шутка. Но самое главное – мамы,
папы, бабушки и дедушки -не забывайте, что в обучении
участвуют ТРИ стороны: сам ребенок, школа, и семья. УЧАСТВУЮТ, А НЕ НАБЛЮДАЮТ В
СТОРОНКЕ!!!
Несколько практических советов родителям будущих первоклассников.
Не «натаскивайте» ребенка на выполнение проверочных заданий, это не повысит общий уровень психического развития.
Научите слушать Вас и выполнять Ваши указания, для этого подойдет игра «рисуем узор» (рисование узора по клеткам).
Развивайте моторику, мелкие движения, координацию движений и пространственное восприятие. Развивайте мелкие мышцы руки – помогут простые упражнения, например нанизывание бисера, бусинок на иголку с ниткой или развязывание узелков на шнурках. Другая полезная игра «Достань спичку» - нужно из коробки спичек достать строго по одной штучке, пока она не опустеет. Полезно собирать мелкую мозаику. Вырезать ножницами из бумаги простейшие геометрические фигуры. Учите ориентироваться в пространстве: Ребенок должен различать понятия: за, перед, между, под, над, возле, около, слева, справа. Для этого помогут простые упражнения с передвижением разноцветных кубиков (например, можно попросить ребенка поставить красный кубик между синим и зеленым и т.п.)
Развивайте память (10 слов)
Понаблюдайте, как играет Ваш ребенок с детьми, умеет ли подчинять свои интересы, может ли «играть по правилам»
Определите ведущую руку.
Развивайте речь, умение пересказать сказку, рассказать по картинке.
Каковы критерии готовности ребенка к обучению в школе?
К началу обучения в школе у ребенка должны быть развиты элементарные математические представления. Он должен знать:
состав чисел первого десятка (из отдельных единиц и из двух меньших чисел);
как получить число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду;
цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9;
знаки +, -, =, >, <;
название текущего месяца, последовательность дней недели;
Он должен уметь:
называть числа в прямом и обратном порядке;
соотносить цифру и число предметов;
составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
пользоваться знаками арифметических действий;
измерять длину предметов с помощью условной меры;
составлять из нескольких треугольников, четырехугольников фигуры большего размера;
делить круг, квадрат на 2 и 4 части;
ориентироваться на листке клетчатой бумаги.
К началу обучения в школе в области развития речи дети должны уметь:
строить сложные предложения разных видов;
составлять рассказы по картине, серии картинок, небольшие сказки;
находить слова с определенным звуком;
определять место звука в слове;
составлять предложения из 3-4 слов;
выделять из простого предложения слова;
делить слова на слоги (части);
различать разные жанры художественной литературы: сказку, рассказ, стихотворение;
самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов, драматизировать небольшие произведения.
В области представлений об окружающем мире:
уметь различать по внешнему виду растения, распространенные в данной местности;
иметь представление о сезонных явлениях природы;
знать свой домашний адрес, фамилию, имя, отчество родителей.
Каковы критерии психологической готовности ребенка к школе?
1. Социально-психологическая готовность к школе:
учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний);
умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых);
умение принять учебную задачу (внимательно выслушать, по необходимости уточнить задание).
2. Развитие школьно-значимых психологических функций:
развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами);
пространственная организация, координация движений (умение правильно определять выше - ниже, вперед - назад, слева - справа);
координация в системе глаз - рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ - узор, фигуру - зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг);
развитие логического мышления (способность находить сходства и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам);
развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут);
развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом /слово - картинка либо слово - ситуация/).
«Дядя Стёпа», «А что у вас», «Финтифлюшкин» и другое
Муур Лилиан
«Крошка Енот»
Некрасов Николай Алексеевич
«Дед Мазай и зайцы» и другое - разные стихи
Носов Николай Николаевич
«Приключения Незнайки», «Огурцы» «Фантазёры», «Живая шляпа», «Мишкина каша» и др.
Остер Григорий Бенционович
«Бабушка удава», «38 попугаев», «Задачник»
Пантелеев Леонид Иванович
«Честное слово»
Паустовский Константин Георгиевич
«Стальное колечко», «Растрёпанный воробей»
Перро Шарль (Франция)
«Кот в сапогах», «Спящая красавица», «Золушка»
Пришвин Михаил Михайлович
«В краю дедушки Мазая», «Кладовая солнца»
Пушкин Александр Сергеевич
«Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Руслан и Людмила»-вступление
Сладков Николай Иванович
«Неслух», «Каменка-плясунья», «Медвежья горка»
Успенский Эдуард Николаевич
«Дядя Фёдор, пёс и кот», «Про Веру и Анфису»
Чарушин Евгений Иванович
«Про Томку», «Волчишко»
Чуковский Корней Иванович
«Федорино горе», «Телефон», «Бибигон»
Фольклор (русский и другой)
"ШКОЛА РАЗВИТИЯ"
Посещение занятий облегчит процесс адаптации к школе, так как занятия приближены к школьным, но ориентированы на дошкольников.
Занятия помогают сформировать предпосылки учебной деятельности:
умение детей сознательно подчинять свои действия правилу,
умение ориентироваться на заданную систему требований,
слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме,
умение самостоятельно выполнить задание по образцу.
На что мы обращаем внимание при проведении занятий?
Курс построен так, чтобы развивались наиболее важные для обучения качества:
Мотивы обучения;
Зрительный анализ (образное мышление);
Уровень обобщения (предпосылки логического мышления);
Способность принимать учебную задачу;
Учебные навыки (речевые, математические знания и умения);
Графические навыки;
Самостоятельность и самоконтроль.
Мы хотим, чтобы у ребёнка сложилось правильное представление о школьной жизни, чтобы впоследствии предотвратить разочарование, вызываемое у ребенка школой.