
Будьте рядом!
Это большая радость и большая ответственность - быть родителями первоклассника. Как помочь маленькому ученику, не выполнять за него необходимую работу, а именно помочь? В первое время ваше внимание особенно важно для ребенка. Постарайтесь провожать его в школу и забирать после уроков, даже если школа рядом с домом. По дороге не загружайте его нравоучениями, лучше понаблюдайте за окружающим миром: порадуйтесь солнышку, посчитайте птичек или прочитайте вывеску на магазине. После уроков внимательно слушайте все, что рассказывают дети: все важно, мелочей нет! Когда появятся оценки, старайтесь избегать вопроса: "Какую оценку получил?" Лучше: "Что нового и интересного узнал?", "Чем запомнился день?". Ни в коем случае не обсуждайте учителей в присутствии детей. Для первоклассников первый учитель - очень авторитетный человек, и ваши негативные оценки не изменят учителя, а навредят собственному ребенку. Важный показатель адаптации первоклассника - настроение, с которым он идет в школу. Если с радостью и желанием - значит, все движется в правильном направлении. Если появилось нежелание, стало звучать: "Не хочу", выясняйте причину и меняйте ситуацию, это тревожный сигнал для родителей и для учителя. Первые две недели у маленьких школьников специалисты называют "физиологической бурей", и во многом от вас зависит, насколько успешно ребенок с ней справится.
Родителям будущего первоклассника
Вредные советы родителям будущих первоклассников
«Первый раз в первый класс!» – такие слова радуют
кого угодно, но только не родителей будущих первоклассников. Еще бы – такое
событие в жизни ребёнка! Как все сложится? Такая ли милая учительница, какой
показалась при первом знакомстве? Осилит ли сыночка или доченька эту жуткую
школьную программу?
Советов для родителей первоклассника великое
множество. И при этом, никто не даст никакой гарантии быстрой адаптации ребенка
к новым школьным условиям. Но есть моменты, которые родители должны усвоить как
«дважды – два», и для лучшего усвоения есть очень-очень «ВРЕДНЫЕ СОВЕТЫ»:
1. Нервничайте как можно больше! Регулярно
высказывайте все опасения по поводу школы, учительницы, домашних заданий и
контрольных работ. Разумеется, при будущем первокласснике, желательно
подкрепляя свой психоз жуткими рассказами. Не имеет значения, если приврёте –
так даже лучше, действеннее!
2. Начните пугать детей школой еще в утробе
матери. Ну или хотя бы лет с шести. Не получается у чада аккуратно склеить аппликацию,
или усидчивости не хватает, или еще что не так – обязательно скажите что-то
вроде: «Вот как ты в школу-то пойдешь, тебе ведь одни двойки будут ставить!» А
если добавить слова «бестолочь», «и в кого ты такой уродился» – будет просто
замечательно!
3. Уже с сентября начните критиковать учителя при
ребенке. Рассматривая тетрадь с заданием, обязательно поинтересуйтесь об
умственных способностях учительницы. Прокомментируйте школьную программу,
подойдут определения «какая дубина это придумала», «ну кто ж так пишет, делает,
детей учит» (на выбор, или все по очереди). Да, и не вздумайте подойти к
педагогу и задать ЕЙ все смущающие вас вопросы!
4. Все финансовые проблемы обсуждайте при вашем
ребенке. Родительский комитет принял решение сдать по n-рублей на нужды класса?
Каждый месяц приезжает планетарий и требуется 10-20-** рублей? Обязательно задайте вопрос не кому-нибудь, а
своему чаду: «Я что, миллионер?», а после, вынимая из кошелька деньги,
непременно внятно и чётко нарисуйте словесный портрет учителя, распихивающего
по карманам ваши денежки. Вовлекайте в
эту беседу ваших домочадцев, включая первоклассника.
5. Не напрягайте себя походом к учителю. Чего
ходить-то? Надо – сама вызовет!
Ведь вы все равно никакие претензии в глаза ей
высказывать не будете! А если будете – то совершенно не намерены вникать в ее
аргументы. Ведь родительское собрание – один вопрос: сколько денег в этом
триместре. Персональная беседа – да что она сказать-то может, все равно не
поверите что ваш чудный ребенок способен вести себя совсем не так мило как
дома… А захочет похвалить – пусть в дневнике пишет.
Что ж, это конечно шутка. Но самое главное – мамы,
папы, бабушки и дедушки - не забывайте, что в обучении
участвуют ТРИ стороны: сам ребенок, школа, и семья. УЧАСТВУЮТ, А НЕ НАБЛЮДАЮТ В
СТОРОНКЕ!!!
Несколько практических советов родителям будущих первоклассников.
- Не «натаскивайте» ребенка на выполнение проверочных заданий, это не повысит общий уровень психического развития.
- Научите слушать Вас и выполнять Ваши указания, для этого подойдет игра «рисуем узор» (рисование узора по клеткам).
- Развивайте моторику, мелкие движения, координацию движений и пространственное восприятие. Развивайте мелкие мышцы руки – помогут простые упражнения, например нанизывание бисера, бусинок на иголку с ниткой или развязывание узелков на шнурках. Другая полезная игра «Достань спичку» - нужно из коробки спичек достать строго по одной штучке, пока она не опустеет. Полезно собирать мелкую мозаику. Вырезать ножницами из бумаги простейшие геометрические фигуры. Учите ориентироваться в пространстве: Ребенок должен различать понятия: за, перед, между, под, над, возле, около, слева, справа. Для этого помогут простые упражнения с передвижением разноцветных кубиков (например, можно попросить ребенка поставить красный кубик между синим и зеленым и т.п.)
- Развивайте память (10 слов)
- Понаблюдайте, как играет Ваш ребенок с детьми, умеет ли подчинять свои интересы, может ли «играть по правилам»
- Определите ведущую руку.
- Развивайте речь, умение пересказать сказку, рассказать по картинке.
Каковы критерии готовности ребенка к обучению в школе?
К началу обучения в школе у ребенка должны быть развиты элементарные математические представления. Он должен знать:
- состав чисел первого десятка (из отдельных единиц и из двух меньших чисел);
- как получить число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду;
- цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9;
- знаки +, -, =, >, <;
- название текущего месяца, последовательность дней недели;
Он должен уметь:
- называть числа в прямом и обратном порядке;
- соотносить цифру и число предметов;
- составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
- пользоваться знаками арифметических действий;
- измерять длину предметов с помощью условной меры;
- составлять из нескольких треугольников, четырехугольников фигуры большего размера;
- делить круг, квадрат на 2 и 4 части;
- ориентироваться на листке клетчатой бумаги.
К началу обучения в школе в области развития речи дети должны уметь:
- строить сложные предложения разных видов;
- составлять рассказы по картине, серии картинок, небольшие сказки;
- находить слова с определенным звуком;
- определять место звука в слове;
- составлять предложения из 3-4 слов;
- выделять из простого предложения слова;
- делить слова на слоги (части);
- различать разные жанры художественной литературы: сказку, рассказ, стихотворение;
- самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов, драматизировать небольшие произведения.
В области представлений об окружающем мире:
- уметь различать по внешнему виду растения, распространенные в данной местности;
- иметь представление о сезонных явлениях природы;
- знать свой домашний адрес, фамилию, имя, отчество родителей.
Каковы критерии психологической готовности ребенка к школе?
1. Социально-психологическая готовность к школе:
- учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний);
- умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых);
- умение принять учебную задачу (внимательно выслушать, по необходимости уточнить задание).
2. Развитие школьно-значимых психологических функций:
- развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами);
- пространственная организация, координация движений (умение правильно определять выше - ниже, вперед - назад, слева - справа);
- координация в системе глаз - рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ - узор, фигуру - зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг);
- развитие логического мышления (способность находить сходства и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам);
- развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут);
- развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом /слово - картинка либо слово - ситуация/).
Автор |
Названия |
Аксаков Сергей Тимофеевич |
«Аленький цветочек» |
Андерсен Ганс Христиан (Дания) |
«Дюймовочка», «Принцесса на горошине» |
Барто Агния Львовна |
«Вовка-добрая душа», «Мы с Тамарой» и др. |
Бианки Виталий Валентинович |
«Мышонок Пик», «Люля» и другие произведения |
Былины (русские, другие) |
«Илья Муромец», «Добрыня Никитич» и др. |
Гайдар Аркадий Петрович |
«Голубая чашка», «Чук и Гек» |
Гераскина Лия Борисовна |
«В стране невыученных уроков» |
Голявкин Виктор Владимирович |
«Обыкновенные дела», «Весёлые рассказы» |
Гримм Якоб и Вильгельм-братья |
«Храбрый портной», «Три брата» |
Дуров Владимир Иванович |
«Мои звери» |
Житков Борис Степанович |
«Как я ловил человечков», «Беспризорная кошка» |
Катаев Валентин Петрович |
«Цветик-семицветик» |
Крылов Иван Андреевич |
«Слон и Моська», «Мартышка и очки» |
Мамин-Сибиряк Дмитрий Наркисович |
«Серая Шейка» и другие сказки |
Маршак Самуил Яковлевич |
«Детки в клетке», «Круглый год», «12 месяцев» |
Михалков Сергей Владимирович |
«Дядя Стёпа», «А что у вас», «Финтифлюшкин» и другое |
Муур Лилиан |
«Крошка Енот» |
Некрасов Николай Алексеевич |
«Дед Мазай и зайцы» и другое - разные стихи |
Носов Николай Николаевич |
«Приключения Незнайки», «Огурцы» «Фантазёры», «Живая шляпа», «Мишкина каша» и др. |
Остер Григорий Бенционович |
«Бабушка удава», «38 попугаев», «Задачник» |
Пантелеев Леонид Иванович |
«Честное слово» |
Паустовский Константин Георгиевич |
«Стальное колечко», «Растрёпанный воробей» |
Перро Шарль (Франция) |
«Кот в сапогах», «Спящая красавица», «Золушка» |
Пришвин Михаил Михайлович |
«В краю дедушки Мазая», «Кладовая солнца» |
Пушкин Александр Сергеевич |
«Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Руслан и Людмила»-вступление |
Сладков Николай Иванович |
«Неслух», «Каменка-плясунья», «Медвежья горка» |
Успенский Эдуард Николаевич |
«Дядя Фёдор, пёс и кот», «Про Веру и Анфису» |
Чарушин Евгений Иванович |
«Про Томку», «Волчишко» |
Чуковский Корней Иванович |
«Федорино горе», «Телефон», «Бибигон» |
Фольклор (русский и другой) |
|
"ШКОЛА РАЗВИТИЯ"
Посещение занятий облегчит процесс адаптации к школе, так как занятия приближены к школьным, но ориентированы на дошкольников.
Занятия помогают сформировать предпосылки умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, умение ориентироваться на заданную систему требований, слушать говорящего и точно выполнять задания, умение самостоятельно выполнить задание по образцу. |
На что мы обращаем внимание при проведении занятий? Курс построен так, чтобы развивались наиболее важные для обучения качества: Мотивы обучения; Зрительный анализ (образное мышление); Уровень обобщения (предпосылки логического мышления); Способность принимать учебную задачу; Учебные навыки (речевые, математические знания и умения); Графические навыки; Самостоятельность и самоконтроль. |
Проверяем умение ребенка следовать инструкции.
Проверяем умение ребенка действовать по правилу